Понятие «Художественные промыслы России»
Народные художественные промыслы — одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла — зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.
Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи.
Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое.
Носителями и хранителями народного творчества являются мастера – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее.
В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня.
Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство.
Развитие промыслов на современном этапе возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с современными достижениями науки, техники, технологии, информатики. Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности. Роль и значение народных промыслов, вероятно, в дальнейшем будут возрастать, и они в полной мере смогут выполнить свои основные функции – художественно-эстетическую и воспитательно-просветительскую.
Хохломская роспись по дереву. Технологические приёмы. Особенности цветовой гаммы, орнаментации, сюжетов.
Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи. В период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву. В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются: — фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды; — объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.
Стадии технологии: — вытачивание на токарном станке деревянной заготовки посуды («белья»); — грунтовка заготовок жидким раствором специально подготовленной глины («вала»). В наше время с этой целью используют искусственные грунтовки; — лужение оловом или же серебром. Сейчас для этого используют алюминий; — художественная роспись по дереву и сушка изделия в печи; — лакировка и горячая сушка. Интенсивная термическая обработка изделий определила цветовую гамму, предпочитаемую древнерусскими живописцами: сочетание золота и красной киновари с черным цветом. Т.е. температура хохломских печей не влияла на яркость и контрастность таких красок.
Старинные виды росписи по дереву, интегрируясь в хохлому, определили две ее системы: «фоновое» и «верховое» письмо. «Верховая» система предполагает нанесение цветного силуэтного очертания непосредственно на золотистый фон. Фоновая формирует золотистую «контурность» непосредственно из фона, путем «зарисовывания» мастером черным и красным цветами пространства, окружающего «золотые завитки».
Существует 4 вида росписи: «кудрина», «под ягодку» (или же «под листок»); «под пряник»; «под фон». «Кудрина» предполагает «травный» узор, написанный очень тонкой кистью. «Под ягодку» — рисуется более толстой кистью. Кроме «травяной основы» здесь уже появляются листики и ягодки. На одном и том же «стебле» можно увидеть и ромашку, и листья земляники. Роспись «под пряник» предполагает обыгрывание определенной геометрической формы (чаще всего ромба). Фигура оживляется «кустиками» по бокам и освещается солнцем в середине. При способе «под фон» последовательно прорисовывается растительный контур, после чего закрашивается оставшийся свободным фон, причем преимущественно черным.