Общие требования к выполнению самостоятельных письменных работ студентов

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы)

Курс 1

Семестры 1

Форма обучения очная

Курс 1

Семестры 0, 1

Форма обучения заочная

Срок освоения ООП по очной и заочной форме обучения 4 года

Квалификация выпускника бакалавр

Челябинск, 2016

Составитель: Краснова Инна Викторовна, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».

_______________ «15» сентября 2016г.

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы) разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

Обсуждены на заседании кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол № 2 «15» сентября 2016г.)

Зав. кафедрой Магденко А.Д., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства УФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».

_______________ «15» сентября 2016г.

© Российский государственный университет правосудия,

Уральский филиал, 2016

© Краснова Инна Викторовна, 2016

Виды и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа студентов (далее – самостоятельная работа) проводится с целью:

1) систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

2) углубления и расширения полученных ранее теоретических знаний;

3) формирования умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

4) развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5) формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6) развития исследовательских умений;

7) Условно самостоятельную работу студентов по цели можно разделить на базовую и дополнительную.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Самостоятельная работа может включать следующие виды работ:

• выполнение курсовой работы или проекта;

• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

• анализ научной публикации по заранее определённой преподавателем теме;

• подготовка рефератов и контрольных работ.

Общие требования к выполнению самостоятельных письменных работ студентов

Для самостоятельной работы студента на курсом «Истории отечественного государства и права» неотъемлемой частью является подготовка докладов и рефератов. Они должны соответствовать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.

К изданиям, в которых содержится много сведений, полезных для студентов, относятся некоторые пособия по подготовке письменных работ: «История. Тематика и методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ: Учебно-методическое пособие»[1], «Курсовые работы по всеобщей истории»[2], «Методическое пособие по выполнению курсовых и дипломных работ»[3].

Доклад или реферат начинаются с введения. Желательно, чтобы первые несколько абзацев вашей письменной работы были посвящены общей постановке проблемы, и вы, тем самым, как бы ввели читателя в курс дела. Далее во введении необходимо отразить те квалификационные признаки, без которых невозможна ни одна письменная работа (контрольная, курсовая, диплом):

1) актуальность темы, то есть, её научно-теоретическая и общественно-политическая значимость для отечественной науки и анализа проблем российского общества, допускается изложение научно-теоретической значимости работы без изложения общественно-политического аспекта, но не наоборот; формулировка актуальности темы должна заканчиваться конкретизацией постановки проблемы, которая в свою очередь должна быть развернута в следующих квалификационных «частях» введения;

2) обзор литературы по теме, в котором вы должны проанализировать, какова степень изученности избранной вами темы, какие теоретические, методологические направления в науке сложились при изучении данной темы до вас. Необходимо изложить позиции авторов, причем текущие работы могут содержать простое описание точек зрения основных авторов, в работах, участвующих в конкурсах и конференциях описание литературы должно носить сравнительный характер

3) формулировка цели и задач исследования; цель исследования должна естественно соответствовать с избранной темой; задачи исследования должны соответствовать сформулированным пунктам доклада или реферата: если у вас три задачи, то соответственно и, три пункта в основной части доклада или реферата.

Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается. Курсовая работа не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав.

Главы могут быть разделены на параграфы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими являются две.

Первая называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры «2.1» и «2.2» обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 делился бы на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Не менее распространенной является и другая система, в которой главы обозначаются словом глава с номером, а параграфы знаком «§» с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, данный параграф имел бы обозначение «§ 2.1».

Некоторое распространение имеет также система деления текста на основе использования римских цифр для обозначения глав и арабских цифр для параграфов и строчных букв со скобками для второго деления. По этой системе настоящий параграф обозначался бы «II.2», а в случае его разделения на отдельные части – II.2.а), II.2.б).

Существуют и другие системы обозначения частей текста, необходимо последовательно придерживаться однажды выбранной системы на протяжении всего текста и следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста. Например, в данной работе не могло бы быть параграфа под номером «2.2» при отсутствии параграфа «2.1».

Заключение никогда не делится на части, введение – тоже, за исключением введений к большим сочинениям. Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста.

В докладе бывает вполне достаточно выделить основную часть, а в реферате разделить ее на 2-3 раздела, не выделяя параграфы. Структура курсовых и дипломной работ может (но не должна) отличаться большей детализацией за счет выделения параграфов.

В конечном итоге деление текста на части и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Разделы следует выделять продуманно, т. е. в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений, а не просто потому что через каждые 10 страниц всегда должна начинаться новая глава. Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: раздел – это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, подраздел, параграф – это часть текста, которая содержит логически важную часть раздела. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.

Текст делится автором на абзацы в известной мере произвольно. Поначалу выделение абзацев представляет собой большую трудность. Абзац, т.е. часть текста, начинающаяся с новой строки, или завершающаяся нажатием клавиши «Enter» в случае использования текстового редактора для персонального компьютера, состоит из нескольких предложений, выражающих одну законченную мысль. Опыт показывает, что на странице хорошего научного текста имеется от 2 до 4 абзацев.

Выделение глав, параграфов и абзацев связано со структурой работы в целом. Структуру всей работы в целом, ее основную идею, аргументы и их последовательность, выводы из работы следует прояснить в основном еще до написания текста работы на консультации с преподавателем. Именно таким образом можно достичь полного соответствия структуры и содержания работы.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, т. е., так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше, как это имеет место в настоящем пособии. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет «красную нить» всей работы.

Доклад, реферат, письменная работа должны быть написаны хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной юридической речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи. Важность соблюдения рекомендаций в отношении языка легко заметить по положительной реакции преподавателя, научного руководителя и рецензента по этому поводу, которая обычно предшествует анализу содержания работы.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение «я» не употребляется, а местоимение «мы» постепенно выходит из употребления. (Можно считать, допустим, что…) Далее, при обсуждении научных положений того или иного мыслителя следует применять одну и ту же форму настоящего времени. Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется». Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе. Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.

Научность означает помимо всего прочего проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому первая заповедь научной добросовестности состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Это требование реализуется через научный аппарат работы. Студенты должны правильно понимать взыскательность научных руководителей в этом отношении, не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии мелочности или другим специфическим чертам характера руководителя.

Практика оценки курсовых работ показывает, что обращение с научным аппаратом представляет собой для начинающих авторов серьезную проблему. Между тем, правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует как можно скорее запомнить еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Для курсовой работы достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Другие элементы научного аппарата в настоящей работе не рассматриваются, но студентам рекомендуется постоянно обращать внимание на научный аппарат статей и книг. Внешне научный аппарат проявляется в работе в виде постоянно встречающихся «шифров», таких как «См.:», «Ср.:», «Там же», «Указ. соч.», «Цит. по:» и других, образованных от слов «смотри», «сравни» и т.д., которые следует запомнить. Отсюда видно, что наиболее важными элементами научного аппарата являются цитаты и примечания.

Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст. Ссылка является указанием источника, на который ссылаются. Сноска – это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках. Примечание – это дополнительное замечание, которое содержится в сноске.

Все эти элементы научного аппарата выполняют в работе важные функции: цитаты являются подтверждением высказанной мысли или аргумента. В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых читатель может найти дальнейшие сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал. Примечания помогают лучше и точнее понять основной текст. Они сообщают фактические сведения об упоминаемых вещах, событиях, лицах, скрытых цитатах, без которых понимание текста читателем может быть обедненным и даже неверным.

Существует несколько способов научного цитирования, которые предпочтительны в различных отраслях науки. Дословная цитата и заимствование данных, фактов и аргументов из научной литературы должны быть снабжены как минимум ссылками и сносками. В сноске должно содержаться указание источника, но может быть помещено еще и примечание автора, не вписывающееся в основной текст. Ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, ее заголовка, места и года издания и номера страницы. Способ оформления сносок смотрите в «Методических рекомендациях по написанию курсовых и дипломных работ».

При работе над научным аппаратом большое значение уделяется составлению списка использованных юридических источников и списка использованной литературы.

Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан). Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала, либо ссылок путем отсылки к списку литературы.

Общие требования и правила библиографического описания источников определяются действующим государственным стандартом. Правила и образцы оформления списка литературы можно найти в «Методических рекомендациях по написанию курсовых и дипломных работ».

Заключение, как уже отмечалось, является необходимой частью любой письменной работы. Оно предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Если отдельные главы и параграфы посвящены достаточно детальному изложению отдельных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сформулировать важнейшие результаты работы в отношении проблемы и конкретных вопросов, поставленных во введении.

Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались не изученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

После того, как написано заключение к курсовой работе, сохранено в памяти компьютера и напечатано, процесс ее подготовки еще не завершился, следует выполнить некоторые завершающие действия.

Так, следует еще раз отредактировать текст. Прежде всего, нужно устранить опечатки, для чего требуется внимательно прочитать текст, а лучше еще и дать почитать другому студенту, так как собственные ошибки часто не замечаются, особенно если автор привык к тексту.

Далее, следует проверить логику работы: насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, имеется ли смысловая связь между ними, насколько стройной является вся структура работы, соответствует ли содержание глав их заголовкам или, может быть, здесь требуется доработка. Следует проверить, нет ли в работе тавтологий, пробелов в изложении и аргументации, все ли повторы являются оправданными и пр., необходимо устранить стилистические погрешности. Необходимо проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления всего научного аппарата. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательную распечатку работы.

2017 Personality 01: Introduction


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: