Программно-технические требования определяют требования по обеспечению:
- устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя;
- минимизации времени на действия пользователя; эффективного использования технических ресурсов том числе и внешней памяти);
- восстановления системной области перед завершением работы программы;
- защиты от несанкционированные действий пользователя;
- соответствия функционирования ППС описанию в эксплуатационной документации.
Программно-технические (конструктивно-технические) требования –совокупность норм и условий, определяющих уровень технических и программных решений, структуру и показатели качества применения ППС с учетом программной реализации поставленных педагогических целей и задач обучения.
Педагогические программные средства должны быть в достаточной степени конструктивно универсальны, а именно:
- быть машинно-независимыми, т.е. ориентированными на наиболее распространенные комплекты учебной вычислительной техники, что обеспечивает преемственность программного и информационного обеспечения;
- быть жизнеспособными, т.е. обладать возможностью расширения и развития;
- основываться на единых принципах конструирования педагогических программных средств для комплекса программ;
- базироваться на модульном принципе построения программных средств, что позволяет сформировать различные структурные схемы ППС и отдельных типовых блоков-модулей.
При разработке педагогических программных средств должны использоваться достаточно распространенный язык программирования и единая методика подключения программ к базе данных, единая на весь период работы учащихся с ППС.
Помимо подгруппы требований конструктивной универсальности следует выделить группу требований, отражающих полноту использования возможностей данного комплекта учебной вычислительной техники. В частности, имеется в виду необходимость построения динамических изображений; использования крупных планов изображения, отражающих содержание учебного материала и его смысловую направленность; применения цвета; экономного использования памяти и т.п.
Подгруппа требований надежности педагогических программных средств. ППС считается надежным, если:
- при его работе отсутствует блокировка какого-либо рабочего места или КУВТ в целом;
- на его работу не влияют некорректные действия преподавателя или учащегося (например, неверное нажатие клавиш);
- существует возможность его останова в любой момент без сбоя, а время приведения КУВТ в рабочее состояние в случае сбоя программы не превышает 10с;
- загрузка, начало выполнения программы и выход из нее осуществляются стандартным образом, предусмотренным для используемых КУВТ и операционной системы:
- после окончания работы с данным ППС восстанавливается системная область (функциональные ключи, размеры экрана, цвет, сеть и т.п.);
- имеется возможность осуществления демонстрационного прогона ППС с указанием значения вводимых параметров, что позволяет достаточно просто оценить его возможности и характеристики;
- существует возможность пересылки данного ППС по локальной сети, когда позволяют параметры используемых КУВТ и базового программного обеспечения.
Существуют подгруппы конструктивно-технических требований, которые перекликаются с психолого-педагогическими требованиями к ППС, но в отличие от последних они ориентированы на разработчика-программиста. К этим подгруппам относятся требования по повышению эффективности труда преподавателя и учащегося.
На эффективность труда преподавателя влияют:
- надежность педагогического программного средства;
- удобство и простота его использования;
- наличие в ППС блока сбора и документирования основных параметров и показателей процесса обучения;
- наличие в ППС блока обработки статистического материала о процессе обучения;
- присутствие в ППС простых, доступных для преподавателя средств коррекции учебного материала в ходе его опытной апробации (ППС должно иметь средство пополнения своего запаса знаний).
В связи с тем, что основным пользователем педагогического программного средства является учащийся, которого при работе с ППС по общеобразовательным (помимо Информатики и ЭВТ), общетехническим дисциплинам и предметам профессионального цикла меньше всего интересуют технические особенности используемого КУВТ (клавиатура, регистры т.п.), педагогическое программное средство должно быть ориентировано на неподготовленного пользователя, т.е.:
- осуществлять непосредственный и удобный обмен сообщениями управляющего и информационного характера между учащимися и ПЭВМ;
- выдавать развернутые вспомогательные сообщения при ошибочных его действиях;
- своевременно выводить на экран дисплея получаемую от пользователя информацию;
- обеспечивать проверку всех входных данных на синтаксис и достоверность;
- обеспечивать, по возможности, время обдумывания ПЭВМ ответов или обработки команд пользователя не более 2-3с;
- объяснять свои действия, при замедленной реакции ПЭВМ на вводимые пользователем команды, с помощью вывода на экран успокаивающего текста;
- предоставлять пользователю возможность получения справочной информации в любой точке программы с последующим возвращением в точку прерывания;
- организовывать диалог для учащегося с различным уровнем подготовки работы на ЭВМ (т.е. диалог с разным уровнем подробности);
- не изменять терминологию и язык общения в пределах данного программного средства иди группы ППС по данной теме.