Автоматизация информационного обеспечения сферы тэ и то.

Лекция № 8 / 10 семестр.

Тема: Цели и принципы автоматизации информационного обеспечения.

Время: 2 часа.

Учебные вопросы: 1. Автоматизация информационного обеспечения сферы ТЭ и ТО.

Учет специфики процессов ТЭ и ТО и Р как объектов управления.

Автоматизация информационного обеспечения сферы ТЭ и ТО.

Автоматизация информационного обеспечения сферы ТЭ и ТО и Р AT в частности, протекает на фоне процесса информатизации большинства сфер человеческой деятельности. Поэтому процессам автоматизации информационного обеспечения в сфере ТЭ и ТО и Р AT во многом присущи противоречия, проблемы и закономерности, проявляющиеся и в других сферах.

В настоящее время накоплен достаточно обширный опыт создания и эксплуатации фрагментов автоматизированной системы (АС) информационного обеспечения управления процессами ТЭ и ТО и Р AT. Это позволяет, с одной стороны, дать ретроспективную характеристику протекания процесса автоматизации, а с другой — сформулировать принципы проведения автоматизации, позволяющие достичь большей ее результативности.

В структурном отношении можно выделить бортовую и наземную части АС информационного обеспечения управления процессами ТО AT. Выделение функций, связанных с ТО AT на бортовых АС, произошло после накопления значительного опыта проектирования и эксплуатации таких систем для решения других задач эксплуатации ВС (расследование авиационных происшествий, анализ техники пилотирования, контроль экстремальных значений параметров дорогостоящих и/или жизненно важных объектов AT и др.). Состав функций, реализуемых бортовыми и наземными АС для целей ТО, а также их распределение между этими средствами определяются главным образом следующими факторами:

— обеспечивающим характером процессов ТО, их вложенностью в процесс ТЭ ВС, различием функций процессов ТО в рамках оперативного и восстановительного циклов ТЭ;

— уровнем совершенства используемых средств ВТ, объема и опыта их использования на стадиях проектирования, производства и эксплуатации;

— объема затрат (стоимостных, интеллектуальных, временных) на проектирование системы и процессов ТО и их распределения по стадиям жизненного цикла объектов AT.

Так, проявление конструктивно-эксплуатационных свойств AT происходит в полном объеме только в рамках стадии эксплуатации, т.е. когда основные конструкционные решения уже реализованы. Неполнота информации об этих свойствах на стадиях проектирования и производства обуславливает трудности проектирования системы ТО, структуры ее информационного обеспечения. Поэтому выбор рационального состава и распределения автоматизируемых функций для бортовых и наземных систем информационного обеспечения управления процессами ТЭ и ТО AT является сложной инженерной задачей, требующей системного подхода.

Во временном аспекте можно выделить по меньшей мере две фазы проведения автоматизации информационного обеспечения управления ТЭ и ТО и Р AT:

— первая, реализуемая до начала стадии эксплуатации AT;

— вторая, протекающая в пределах этой стадии.

Очевидно, что чем тщательнее выполнена проработка вопросов автоматизации на первой фазе, тем более оперативно будет достигнут потребный уровень автоматизации и быстрее проявится ее результативность на стадии эксплуатации.

Однако исторически сложилось так, что основной объем затрат (финансовых, материальных, интеллектуальных) на проведение автоматизации информационного обеспечения управления процессами ТО AT первоначально пришелся на вторую фазу. При этом в авиапредприятиях проводились постановка и реализация задач автоматизации применительно кузким местам информационного обмена.

В качестве таких узких мест выступили задачи учета наработки и выполнения работ по ТО AT, учета отказов и неисправностей, наличия и движения запасов авиационно-технического имущества, расшифровки и анализа полетной информации, а также задачи диагностирования авиадвигателей как наиболее дорогостоящих и жизненноважных частей ВС.

Создаваемые функциональные (по узким местам) АС натолкнулись на ряд проблем, свойственных несистемному подходу к автоматизации, Так, например, в типовой эксплуатационной документации, содержащей основные элементы нормативной базы для автоматизации, кодирование агрегатов конструкции ВС (рис. 4.1) не обеспечивало однозначного определения места его установки.

Это породило сложности в учете наработки (когда однотипные агрегаты принадлежали различным основным объектам и функциональным системам ВС), а также в оценке показателей надежности.

Доработки недостатков в системе кодирования информационного описания ВС как объектов ТЭ и ТО в частности проводились авиапредприятиями самостоятельно и несогласованно. Характерным примером в этом аспекте явилась разработка кодов внешних проявлений отказов в рамках АС оперативного восстановления исправности ВС (п.2.5). Сформированные по однотипным ВС в различных авиапредприятиях коды не стыковались между собой, что исключало возможность информационного обмена между авиапредприятиями.

Проведение работ по автоматизации информационного обеспечения ТЭ AT на стадии эксплуатации совпало с периодом скачкообразного развития возможностей средств ВТ и их программного обеспечения. Поэтому в зависимости от времени начала работ по проведению автоматизации в авиапредприятии, в качестве базового комплекса средств ВТ выбирались те, которые были доступнее в стоимостном и снабженческом плане.

Отсутствие в авиапредприятиях специалистов по проблемам компьютерной информационной технологии не позволило сформировать целостной концепции автоматизации. Это обусловило возникновение проблем стыковки как средств ВТ, так и программных продуктов при объединении различных функциональных АС. Кроме того, при обновлении средств ВТ возникли проблемы преемственности ранее созданных программных продуктов для новых средств ВТ.

Переход на компьютерную информационную технологию по задачам управления процессами ТО проходил без существенных изменений типовых схем решения этих задач, сформировавшихся в рамках бумажной информационной технологии.

Так, для упрощения процесса управления при формировании регламента ТО ВС циклы ТО и Р составных частей ВС (двигателей, агрегатов) растворяются в цикле ТО и Р ВС. При этом, если заменяется составная часть ВС на новую, то для вновь устанавливаемой составной части формы ТО назначаются в соответствии с формами ТО ВС, а не в соответствии с ее индивидуальной наработкой. Это приводит к увеличению общей трудоемкости ТО, однако требует меньшего объема задач учета информации. Аналогичный пример можно привести и для поэтапного метода ТО. Разбивка на этапы проводится для всех однотипных ВС единообразно, т.е. конкретному значению наработки ВС соответствует конкретный и для всех ВС одинаковый перечень регламентных работ по этапу ТО.

Применение поэтапно-сезонного метода ТО (п.3.4) предусматривает изменение данной схемы, т.е. индивидуальное назначение и учет выполнения работ по каждому из ВС. При этом перечень работ этапа ТО по каждому из ВС при одинаковых значениях их наработки в общем случае будет неодинаков.

Указанные изменения типовых схем решения задач управления невыгодны или практически неосуществимы в рамках бумажной информационной технологии из-за существенного роста объема задач учета информации. Компьютерная информационная технология позволяет реализовать возросший объем задач учета, обеспечивая необходимый темп информационного обмена для поддержания потребного ритма решения производственных задач. Таким образом, переход к компьютерной информационной технологии создает условия для пересмотра сложившихся типовых схем решения задач управления процессами ТО AT. Однако формирование новых, приемлемых для компьютерной информационной технологии, схем решения задач управления процессами ТО AT требует изменения стереотипов мышления инженеров-эксплуатационников, повышения их инициативы в поиске целесообразных и результативных для конкретных условий ТЭ AT подходов к решению управленческих задач. Рассмотренные выше проблемы, порожденные процессом автоматизации сферы ТЭ и ТО и Р, способствовали осознанию необходимости системного подхода к этому процессу, формированию необходимых кадровых и организационных предпосылок для его реализации с целью повышения экономической результативности автоматизации.

Исходя из целей и задач информационного обеспечения управления процессами ТО AT, целью его автоматизации является повышения уровня качества управления процессами ТО AT за счет обеспечения и поддержания необходимого темпа информационного обмена на стадии эксплуатации на основе применения средств ВТ и компьютерной информационной технологии.

Автоматизация информационного обеспечения управления процессами ТЭ и ТО и Р AT создает необходимые условия для достижения следующих практических результатов:

— минимизации бумажного документооборота и снижения затрат на делопроизводство;

— повышения оперативности и точности используемой потребителями информации и на этой основе повышения результативности и оперативности управленческих решений;

— внедрения прогрессивных методов ТЭ и стратегий восстановления технического состояния AT;

— повышения творческой активности специалистов-эксплуатационников по совершенствованию процессов ТЭ и ТО и Р AT и методов управления ими;

— снижения затрат по различным статьям эксплуатационных расходов.

Системный подход к автоматизации информационного обеспечения управления процессами ТЭ и ТО и Р AT предусматривает реализацию следующих основных принципов.

Создание нормативной базы для построения единого, полного и целостного информационного описания объектов управления в системах ТЭ и ТО и Р на стадиях жизненного цикла, предшествующих стадии эксплуатации.

Данный принцип реализуется путем соответствующей стандартизации форм представления данных, состава и содержания типовой и пономерной эксплуатационной документации (п.4.2), обязательно включающей кодификаторы описания конструкции ВС, классификаторы технических состояний объектов AT и кодификаторы признаков изменения технического состояния и их внешних проявлений, классификаторы эксплуатационных факторов и этапов (подэтапов) процесса ТЭ, классификаторы УВ (в частности, работ по ТО и Р) и т.п. Это позволяет на стадии эксплуатации минимизировать потери информации об объектах AT при ее передаче авиапредприятиям, ускорить процесс автоматизации, обеспечить преемственность раннее разработанных программных продуктов для вновь создаваемой AT, сформировать условия для взаимной интеграции различных АС.

Проблемы образования в сфере информационной безопасности — BIS SUMMIT ST. PETERSBURG 2018


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: