Просветительство
— Воспринималось представителями всех направлений общественно-политической мысли (консерваторами — М. М. Щербатов, либералами — Н. И. Новиков, радикалами — А. Н. Радищев).
— Являлось главным направлением отечественной общественно-политической мысли.
— Отличалось антикрепостнической направленностью.
ЛИТЕРАТУРА.
— Литература XVIII в. была представлена классицизмом (с середины века) и сентиментализмом (с конца века).
Классицизм
— Классицизм — художественное направление, воспевающее идеи национальной государственности, абсолютной монархии и служения отечеству.
— Родоначальником российского классицизма стал поэт Антиох Кантемир.
— Видными представителями классицизма были драматург Александр Сумароков (пьеса «Дмитрий Самозванец»), писатель Михаил Херасков (поэма «Россияда»), поэт Гавриил Державин (ода «Фелица»), поэт Василий Тредиаковский — основоположник современного стихосложения.
— Своей вершины классицизм достиг в философских и торжественных одах Михаила Ломоносова.
— В написанных в стиле классицизма комедиях Дениса Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» появляются первые элементы реализма в русской литературе.
Сентиментализм
— Сентиментализм — художественное направление, содержание которого составляет показ чувств и переживаний человека, идеализация действительности.
— Родоначальником русского сентиментализма был писатель и историк Николай Карамзин (повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»).
АРХИТЕКТУРА.
— Ведущим стилем в архитектуре в первой половине XVIII в. было барокко, на смену которому во второй половине XVIII в. пришел классицизм.
Барокко
— Барокко — архитектурный стиль, отличающийся особой торжественностью, пышностью и отсутствием четко выраженного центра здания.
— Отличительной чертой русского барокко стало слияние европейских и национальных традиций.
— Крупнейшими представителями барокко в отечественной архитектуре были:
1) Доменико Трезини — Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге.
2) Варфоломей Растрелли — Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Классицизм
— Классицизм — архитектурный стиль, основанный на использовании античных традиций (строгая симметрия, колонны, портик) и отличающийся монументальностью и величественной простотой.
— Крупнейшими представителями классицизма в отечественной архитектуре были:
1) Матвей Казаков — основоположник русского классицизма, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета.
2) Василий Баженов — дом Пашкова в Москве.
3) Иван Старое — Таврический дворец в Санкт-Петербурге.
ЖИВОПИСЬ.
— Господствующим направлением в живописи был классицизм.
— В XVIII в. в русской живописи утвердились в качестве ведущих жанров портрет, пейзаж, исторический и бытовой.
— Портретный жанр был представлен творчеством:
1) Дмитрия Левицкого — «Екатерина-законодательница».
2) Владимира Боровиковского — портрет Марии Лопухиной.
3) Дмитрия Левицкого — портрет Николая Новикова, цикл портретов «Смолянки».
4) Алексея Антропова, отца и сына Аргуновых, Федора Рокотова, писавших портреты знати.
— Основоположником пейзажной живописи явился С. Ф. Щедрин, изображавший ландшафты окрестностей Санкт-Петербурга.
— В историческом жанре работали:
1) Антон Лосенко — «Владимир перед Рогнедой».
2) Григорий Угрюмое — «Взятие Казани».
— Родоначальником бытового жанра стал Михаил Шибанов, первым изобразивший на повседневную жизнь крестьян — «Крестьянский обед».
— Большую роль в развитии отечественной художественной культуры сыграла открывшаяся в 1757 г. Академия художеств.
СКУЛЬПТУРА.
— В XVIII в. возникает национальная скульптура, крупнейшими представителями которой были:
1) Михаил Козловский — родоначальник классицизма в скульптуре, «Самсон, раздирающий пасть льва».
2) Федот Шубин — родоначальник реализма в скульптуре, скульптурные портреты (бюсты) Павла I, М. В. Ломоносова, А. В. Суворова.
3) Этьен Фальконе — памятник Петру I («Медный всадник»).
ТЕАТР.
— В XVIII в. в России появляется профессиональный театр (1756 г.).
— Основателем русской театральной школы принято считать актера Федора Волкова, ставшего директором первого профессионального театра в Санкт-Петербурге.
— Широкое распространение получили крепостные театры в крупных дворянских усадьбах и любительские театры при учебных заведениях.
— В театрах ставились драматические, оперные и балетные спектакли.
— Во второй половине XVIII в. создаются первые музыкальные произведения, и начинает формироваться национальная композиторская школа — оперы Д. С. Бортнянского и др.