Первый довод и ответ на него.

Вопрошание Мусы было непосредственно просьбой его народа, но не более того. Но, к сожалению, ашариты не хотят принимать этот факт. Чтобы точно дать ответ на этот вопрос мы вынуждены рассмотреть различные аяты касающиеся данного вопроса.

??? ????? ???????????? ???? ????????????? ????? ??????????? ???????????????? ??????? ???????? ??????????? ???????????? ?????????? ???????? ????????????

«О, дети Исраиля! Мы спасли вас от вашего врага и назначили вам встречу у правого ската горы и низвели на вас манну и перепелов» [620].

????? ?????????? ??? ???????? ??? ?????? (83) ????? ???? ??????? ????? ??????? ?????????? ???????? ????? ?????????) ????? ???????? ???? ???????? ???????? ??? ???????? ????????????? ?????????????

«Что поторопило тебя от твоего народа, о, Муса?» он сказал: «Они там — по моим следам, а я поторопился к Тебе. Господь мой, чтобы Ты был доволен». Сказал: «поистине, Мы испытали твой народ после тебе. И сбил их самирит» [621].

?????? ???????? ??? ?????? ??? ????????? ???? ?????? ????? ??????? ???????? ?????????????? ???????????? ????????? ?????????? (55) ????? ???????????? ???? ?????? ?????????? ??????????? ??????????? (56) ???????????? ?????????? ?????????? ???????????? ?????????? ???????? ???????????? ??????? ??? ?????????? ??? ????????????? ????? ?????????? ???????? ???????? ??????????? ???????????

«И вот вы сказали: «О, Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто. И вас поразила молния, пока вы смотрели. Потом Мы вернули вас после вашей смерти — может быть, вы будете благодарны. И мы осенили вас облаком и низвели на вас манну и перепелов. Питайтесь благами, которыми мы вас наделили! Не нам они причинили несправедливость, а самих себя обидели» [622].

?????? ?????????? ?????? ??????????? ???????? ????? ???????????? ????????? ??? ???????? ????????? ?????????

И вот Мы давали Мусе завет сорок ночей, и потом вы взяли после этого себе тельца, и вы были нечестивы»[623].

?????????? ?????? ?????????? ??? ????????? ?????????? ???????? ????? ?????????? ?????? ????????? ?????? ???????? ??? ?????? ?????????? ??????? ?????? ???????? ?????????????? ???????????? ???????????? ????? ??????????? ????????? ??? ?????? ??? ?????????? ????????????? ??????????? ??? ?????? ?????????? ?????? ?????????? ?????????

«Просят тебя обладатели писания, чтобы ты низвёл им писание с неба. Просили они раньше Мусу о большем, чем это, и сказали: «Покажи нам Аллаха открыто!». И постигло их молния за их несправедливость, потом они взяли себе тельца, после того, как пришли к ним ясные знамения, и Мы простили это и дали Мусе явную власть![624]»

???????????? ?????? ?????????? ???????? ???????????????? ???????? ??????? ???????? ??????? ??????????? ???????? ??????? ?????? ???????? ???????? ?????????? ??? ??????? ?????????? ????? ????????? ??????? ??????????????

«И обещали Мы Мусе тридцать ночей и завершили их десятью. И свершился срок Господа твоего в сорок ночей. Сказал Муса своему брату Харуну: «Замени меня в моём народе и устрой порядок и не следуй по пути, распространяющих нечестие»[625].

??????????? ???? ??? ??????????? ??? ????? ?????? ??????????? ???????????? ???????? ?????? ????????? ????????? ???????? ???????? ??????????? ????????????? ??????????? ????? ?????????????

«И Мы написали для него на скрижалях о всякой вещи увещание и разъяснение для всякой вещи. Возьми же это с силой и прикажи твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом! Я покажу вам обиталище нечестивых»[626].

?????????? ?????? ?????? ??? ???????? ???? ??????????? ??????? ??????? ????? ??????? ?????? ???????? ??????? ??? ????????????? ????? ??????????? ???????? ??????????? ?????????? ??????????

«И народ Мусы после него устроил себе из своих украшений тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не говорил с ними и не вёл их прямым путём! Они устроили его себе и были несправедливы»[627].

???????? ?????? ?????? ????? ???????? ????????? ??????? ????? ????????? ?????????????? ??? ???????? ???????????? ?????? ????????? ????????? ?????????? ???????? ???????? ??????? ????????? ???????? ????? ????? ????? ????? ????????? ??????????????? ?????????? ?????????????? ????? ???????? ???? ????????? ????? ??????????? ???? ????????? ?????????????

«И когда вернулся Муса к своему народу разгневанным и огорченным, он сказал: «Плохо то, что вы совершили после меня! Разве вы ускоряете повеления вашего Господа?», и бросил он скрижали и схватил за голову своего брата, таща его к себе. Он сказал: «О, сын моей матери! Люди ослабили меня и готовы были меня убить. Не срами же меня на потеху врагам и не помещай меня вместе с людьми неправедными![628]»

?????????? ?????? ???????? ????????? ??????? ?????????????? ???????? ???????????? ??????????? ????? ????? ???? ?????? ????????????? ???? ?????? ?????????? ????????????? ????? ?????? ??????????? ?????? ???? ???? ?????? ?????????? ??????? ????? ??? ?????? ????????? ??? ?????? ????? ?????????? ????????? ????? ???????????? ??????? ?????? ?????????????

«И избрал Муса из народа своего семьдесят человек для назначенного нами срока. А когда постигло их сотрясение, он сказал: «Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас? Это — только Твоё испытание, которым Ты сбиваешь, кого хочешь, с прямого пути, и ведёшь кого хочешь. Ты наш покровитель прости же нам и помилуй нас. Ведь Ты — лучший из прощающих!» [629].

После того, как мы привели эти аяты, нам бы хотелось, прежде всего, обратить особое внимание на следующие моменты.

1. Просьба «детей Исраиля» приведена в различных сурах Корана: О, Муса! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто». Также: «Покажи нам Аллаха открыто!». После этого их поражает молния и приходит божественное прощение им. После чего они снова совершают грех, начиная совершать поклонение тельцу.

2. В суре «Таха», после того, как в аяте 80 приводится, что детям Исраиля были даны большие блага, «манна и перепела», возникает их отклонение с самиритом и поклонение тельцу.

3. В суре «А’раф» в 155 аяте указывается на назначенный срок.

Мы можем сделать вывод, что просьба Мусы о том, чтобы Аллаха показал Себя в «назначенный срок» была на основании аята: «О, дети Исраиля! Мы спасли вас от вашего врага и назначили вам встречу у правого ската горы и низвели на вас манну и перепелов»[630].

4. Можно ли сказать, что просьба Мусы, чтобы Аллах показал Себя, была высказана в день, назначенный Аллахом Мусе после сорока дней? В суре «Корова», аят 51, приводится, что поклонение тельцу было после разговора Мусы с Аллахом (или в период отсутствия Мусы). В суре «А’раф», аяты 143 – 148, приводится, что Муса получил скрижали (данные ему Аллахом) и после этого увидел, что люди поклоняются тельцу. В суре «Таха», аяты 82 -85, указывается на место для народа Мусы и также указывается на то, что народ совершил поклонение тельцу.

Вкратце, на основании аятов священного Корана можно сказать, что просьба увидеть Аллаха была высказана, где Муса получил скрижали. Именно после этого его народ стал поклоняться тельцу. Поэтому просьба народа Мусы: «Покажи нам Аллаха открыто!», и слова Мусы: «Господи дай мне увидеть Тебя» имеют непосредственную связь. Другими словами, на основании выше сказанного, можно сделать вывод, что просьба, чтобы Аллах показался Мусе, была не его просьба, но просьбой его народа. Невозможно, чтобы Муса снова просил бы Аллаха, чтобы он показал Себя открыто, в то время как до этого некоторые из его народа уже были наказаны за это (история с молнией).

Его светлость имам Али ибн Муса Рида (мир ему!) так же ответил на вопрос заданный ему Мамуном о том, можно ли видеть Аллаха. Передатчик хадиса говорит: «Я зашёл в собрание Мамуна и увидел, что в этом собрании присутствует и имам Рида (мир ему!). Мамун спросил у имама: «О, сын посланника Аллаха, разве вы не говорите, что пророки защищены от ошибок?». Имам сказал: «Да, мы утверждаем это». Мамун спросил об аятах священного Корана, среди которых был следующий:

???????? ???? ?????? ????????????? ??????????? ??????? ????? ????? ??????? ??????? ???????? ????? ??? ???????? ????????? ?????? ????? ????????? ?????? ?????????? ????????? ???????? ???????? ???????? ???????? ??????? ?????????? ???????? ?????? ??????? ????? ??????? ???????? ??????? ????? ??????????? ?????? ???????? ???????? ??????? ??????????????

«И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: «Господи дай мне посмотреть на Тебя». Господь ответил: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору, если она удержится на своём месте, то ты увидишь меня». И когда открылся его Господь горе, Он обратил её в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебе, я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший»[631]. Затем Мамун спросил как возможно, чтобы Муса пророк Аллаха мог бы просить у Аллаха, чтобы Тот дал возможность посмотреть на Него?». Имам Рида (мир ему!) сказал: «Посланник Аллаха Муса прекрасно знал, что Аллаха не возможно увидеть, но когда Муса пришёл от Аллаха к своему народу с божественным посланием, его народ сказал: «Мы не уверуем в Аллаха, пока не услышим то, что услышал от Аллаха ты». Народ Мусы насчитывал 700 тысяч человек. Муса выбрал среди них 70 тысяч, среди 70 тысячи выбрал 7 тысяч, среди семи тысяч 700 человек, среди 700 человек 70 человек для встречи с Аллахом. Он взял семьдесят человек с собой на гору «Тур», и там он, обратившись к Аллаху, просил, чтобы Всевышний снова заговорил с ним, чтобы и эти 70 человек также слышали речь Всевышнего. Когда Всевышний заговорил с Мусой, его народ услышал речи Аллаха с верху и снизу, с права и слева. Так Аллах создал речь в дереве, затем распространил его в разные стороны. Но его народ снова сказал: «Мы не поверим в то, что это было слово Аллаха, пока мы не увидим Аллаха открыто». Когда они сказали эти слова, Всевышний послал на них молнию, которая поразила их насмерть». Муса сказал: «О, Аллах! Когда я вернусь к своему народу, они скажут, что я специально убил их, так как не хотел чтобы ложь о моём разговоре с Тобой, о Господи, распространилась среди людей. Когда они так скажут мне что мне делать?». Всевышний снова возродил их и послал с Мусой к его народу. Но они сказали: «Если бы ты попросил у Аллаха, чтобы Он показал тебе Себя, и после этого ты бы описал бы Его нам, мы бы непременно поверили бы тебе и тогда мы могли бы лучше познать нашего Господа». Муса сказал им: «О, люди! Знайте, что Аллаха не возможно видеть глазами, Он не имеет таких особенностей, по которым Его можно было бы познать, как другие материальные существа. Его можно познать только посредством тех знамений и признаков, которые Он сам приводит». Они сказали «Мы не поверим тебе, пока ты не попросишь у Аллаха показать тебе Себя». Тогда Муса сказал: «О, Аллах! Ты слышал их речи!». Тогда Аллах ниспослал Мусе откровение: «О, Муса! Всё, что они просили, проси у Меня, Я же не порицаю тебя за их невежество». Тогда Муса сказал: «О, Аллах! Господи дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору, если она удержится на своём месте, то ты увидишь меня». И когда открылся его Господь горе, Он обратил её в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебе, я обратился к Тебе, и я — первый уверовавший». Мамун сказал: «Как прекрасно ты сказал, о, Абу аль Хасан!» Этот хадис очень длинный, мы же привели только часть этого хадиса. Итак, просьба Мусы была только просьбой его народа.

На каком же основании Мусе несправедливо даются такие вещи, в то время, как сам Муса отказывается от того, что делает его народ. В суре «А’раф», аят 155, мы читаем:

?????????? ?????? ???????? ????????? ??????? ?????????????? ???????? ???????????? ??????????? ????? ????? ???? ?????? ????????????? ???? ?????? ?????????? ????????????? ????? ?????? ??????????? ??????

«И избрал Муса из народа своего семьдесят человек для назначенного нами срока. А когда постигло их сотрясение, он сказал: «Господи! Если бы Ты желал, то погубил бы их раньше вместе со мной. Неужели ты погубишь нас за то, что делали глупцы среди нас».

Что касается того, почему Муса не запретил своему народу такую просьбу, ответ очень прост: если в священном Коране запрет Мусы не приводится, это не означает, что этого запрета вообще не было. Дело в том, что священный Коран приводит в основном общие сведения. Но в хадисах от имамов дома пророка приводится то, что Муса отрицал и отстранял своих последователей от такого дела, но это не имело успеха.

Другой вопрос: почему вместо «ты не увидишь Меня» Всевышний не сказал: «Меня не возможно увидеть».

Ответ также прост, дело в том, что оба значения имеют одинаковый смысл, и нет необходимости приводить именно «Меня не возможно увидеть». Существует большое количество хадисов от пророческого рода и аятов Корана указывающих на то, что Аллаха не возможно видеть, как в этом мире, так и в мире последнем.

Например, аят

???? ?????????? ??????????? ?????? ???????? ??????????? ?????? ?????????? ??????????

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ» [632].

В этом аяте Всевышний Аллах ясно указывает на то, что видеть Его не возможно. И «видимость» есть нечто недостаточное, в свою очередь мнение о недостаточности Аллаха есть свидетельство не знании Его величия и совершенства. Слова «Не постигают Его взоры» относятся как к этому миру, так и миру последнему, так как это имеет общий смысл. Ашари закрывает глаза на этот аят, и говорит: «Возможно, этот аят относится только к этому миру, но не касается последнего, так как видеть Его есть наилучшее блаженство рая». Это не соответствует действительности, так как нельзя говорить, «возможно», касательно того, что является ясным и понятным.

Почему братья сунниты относят к Аллаху качества, которые не могут соответствовать Ему? Почему шииты всегда стремятся отстранить от Всевышнего качества, которые не могут соответствовать подлинному абсолютному субъекту.

На этот вопрос можно давать различные ответы, но, несомненно, то, что путь большинства мусульман отдалился от пути пророческого рода (мир им!). Но невозможно познать Аллаха, если только посредством того, что обозначил Он сам. Поэтому невозможно познать Аллаха посредством хадисов от Кааб аль Ахбара, и Абу Хурайры. Если большинство мусульман не отстранило бы себя от бескрайнего океана мудрости божественных знаний пророческого рода (мир им!), то, несомненно, они не впали бы в такие заблуждения об Аллахе, но имели бы наилучшее познание Всевышнего, на которое указал Он сам. Его светлость имам Хусейн (мир ему!) говорит: «Мы партия Аллаха и победителей, мы близкие родственники пророка Ислама, мы одна из двух тяжестей (сакал), оставленных посланником Аллаха. Посланник Аллаха поставил нас наряду с книгой Аллаха, книгой, которая разъясняет каждую вещь. Ложь не имеет путей к этой книге не спереди ни сзади. Комментарий этой божественной книги на нас (Ахл аль Байт), ибо мы знаем истину. Так повинуйтесь нам: повиновение нам есть обязанность потому, что это — повиновение Аллаху и его посланнику. Аллах говорит:

??? ???????? ????????? ???????? ?????????? ?????? ???????????? ?????????? ????????? ???????? ???????

«Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь его посланнику и обладателям власти среди вас». Также говорит:

???? ?????? ???????? ????? ?????????? ??????? ??????? ???????? ???????? ?????????? ????????? ???????????????? ???????? ????????? ?????? ?????? ?????????? ???????????? ?????????????? ???????????? ?????? ????????

«Если бы они вернули его к посланнику и обладателям власти среди них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха и не Его милость, то вы последовали бы за сатаной кроме немногих» [633]. Ниже мы приведём некоторые хадисы от Ахль аль Байт (мир им!) об атрибутах и особенностях Аллаха.

Его светлость имам Али (мир ему!) сказал: «Довод Его бытия в Его знамениях и признаках. Его существование, в доказательствах Его бытия. Познание Его есть единобожие. Истинное единобожие заключается в отличии Его от творений. Его отличие от творений в Его атрибутах, но не в реалиях внешнего мира. Он создатель, но не созданный, поэтому всё, что представляется в нашем сознании, не есть Он» [634].

В другом месте говорится: «Единобожие — отстранение Его от творений» [635]. Таким образом, нет никаких общих схожих особенностей между творениями и их создателем. Слова имама «его отличие от творений в Его атрибутах, но не в реалиях внешнего мира» указывают на общее отличие. Здесь имеется в виду то, что всякий атрибут Бога не имеет тождества и схожести с атрибутами творений. Также всякий атрибут Аллаха и принадлежащее исключительно Ему восхваление не может относиться к каким-либо творениям»[636]. В проповеди имама Риды (мир ему!) в собрании Мамуна говорится: «Первое в поклонение Аллаху — познание Его, основа познания — единобожие. Порядок единобожия заключается в том, чтобы отстранить атрибуты от божественной сути в своём сознании. Именно поэтому разум свидетельствует, что всякий атрибут и то, к чему относится данный атрибут, есть творение, в свою очередь, всякое творение свидетельствует о своём творце, который, в свою очередь, не атрибут и не то к чему этот атрибут принадлежит. Помимо всего, каждый атрибут и его основа свидетельствуют о том, что они — две части, связанные друг с другом, что они сотворены и не вечны. В свою очередь вечное и временное не могут иметь ничего общего. Значит, не познали своего создателя те, кто божественную суть познаёт в сопоставлении с творениями. И не признал единство Его тот, кто стремится познать Его конец и предел. И не познал его истинность тот, кто приводит для Него примеры. Не поверил в Него тот, кто верит в его ограниченность и рубеж. Не пойдёт к Нему тот, кто указывает на Него. Не имеет цели к Нему тот, кто сопоставляет Его с творениями. И не считает пред ним себя слабым тот, кто верит в то, что Аллах имеет части и составляющие Его. Ни хочет Его тот, кто представляет Его в своём сознании. Всякая вещь, суть, которой можно познать, является созданной. Всякая вещь, опирающаяся на другую, есть следствие какой-то причины.

С верой в Него приводятся доводы Его бытия, посредством разума человек стремится к Его познанию. Его аргумент доказывается посредством человеческого бессознательного, созданные Им творения – доводы между Ним и Его творениями. Разновидность и отличительные качества каждого творения — свидетельство того, что Он — помимо творений. Он дал творениям начало, как свидетельство того, что у Него нет начала, так как всякий, кто имеет начало, есть создание, нуждающееся в других и не может дать начало другим тот, кто сам имеет его. Создание в творениях различных частей, свидетельство того, что Он не имеет составляющих Его частей. Поистине составляющая указывает на то, что обладатель их — нуждающийся в посредстве. Его суть есть истина. Истина есть достоинство и отличительность от творений. Это достоинство есть ограничение для тех, кто помимо Него. И так всякий, кто будет считать, что у Него есть атрибуты, невежественен по отношению к Нему. Всякий, кто посчитает, что на Него есть что-либо похожее, обращается к кому-то помимо Него. Всякий, кто ограничивает Его в своём сознании, ошибается. Всякий, кто скажет: «Он какой?», сопоставил Его с чем-либо. Если кто скажет: «Он для чего?», то он посчитал Его следствием[637]. Всякий, кто скажет: «Когда Он?», представил Его во времени. Всякий, кто скажет: «В чём Он?», представил Его в чём-то другом. Всякий, кто скажет: «Направляется к чему Он?», счел для Него начало. Всякий, кто скажет: «До какого периода Он?», поверил, что Он имеет конец и общее с творениями. Всякий, кто так поступает, расчленил Его и представил для Него в своём сознании составляющие Его. Всякий, кто расчленяет Его в своём сознании, описывает и представляет Его. Всякий, кто так поступает, становится неверным. Изменение творений не изменяет творца, ограниченность каждой вещи не станет причиной Его ограниченности. Он — един, но не в значении цифрового единства, видим, но не посредством глаз, скрыт, но не в значении ухода с определённого места, отъединен, но не в значении определённого расстояния от кого-либо, близок, но не в значении уменьшения расстояния между Ним и какой-либо вещью. Он — сущий, но не после «ничто». Он — в действии, но не под чьим либо принуждением. Он предопределяет, но не посредством мышления. Устраивает, но не посредством движения. Он проявляет волю, но не посредством упразднения чего-либо. Он желает, но не посредством побуждений. Ощущает, но не посредством чувств, слышит, но не посредством ушей, видит, но не посредством глаз.

Время не объемлет Его, место не имеет к Нему отношений. Он не бывает рассеян, и его атрибуты не ограничивают Его. Его бытие было до появления времени, его существование — до небытия. Когда Он создал чувства, стало ясно, что Он не имеет посредства для чувств. Когда Он создал субстанцию, стало ясно, что Он не имеет субстанции. Когда он сопоставил вещи, стал ясно, что Он не имеет сопоставлений. Когда Он создал составляющие части вещей, стало ясно, что Он не имеет составляющих. Он создал свет в противовес тьме, явное — в противовес тайному, влагу — в противовес сухости, холод — в противовес жаре. Между различными вещами Он создал общее единство, между вещами, имеющими общие особенности, провёл границу. Эти различия — указание на Того, Кто провёл эти ограничения и различения. Всевышний Аллах говорит:

????? ????? ?????? ????????? ?????????? ??????????? ????????????

«Из всякой вещи Мы сотворили пару, может, вы вспомните» [638].

Таким образом, Он разграничил между прошлым и будущим, чтобы стало ясно, что Он не имеет ни прошлого, ни будущего времени. Материальные вещи имеют природные качества, указывающие на то, что их создатель не имеет природных качеств. Вещи имеют время и это указание на то, что создатель их не имеет времени. Некоторые вещи он скрыл от других, и это указывает на то, что между ними и другими нет довода помимо Него. До того, как создать всё сущее, Он был Господином. До того, как создать творения, был создателем. До того, как появится первый звук, Он был слышащим. И не от времени, когда Он создал, приобрёл атрибут создателя.

Прошлое не вобрало Его в себя, приближение не приблизило Его, возможность ничего не скрыла от Него. Время не определяет для Него особенностей. Совместность с чем-либо не создало для Него сотоварища. Вера в Аллаха была и есть посредством разума. Вера же посредством проявления её становится полной. Нет ни одного правоверного, если только после знания о Нём. Нет познания, если только посредством искренности. Искренность не имеет общего со сравнением Его с чем-либо. Если мы докажем Его атрибут, то сравнение закрепляется за Ним. Значит, что есть у творений, нет у Творца, что возможно у творений, нет у их создателя. Неправильно относить к Нему движение и неподвижность. Как возможно, что-либо сопоставить с Ним, в то время, как Он создатель всякой вещи, которая и вернётся к Нему. Если была бы возможность сопоставления, то, несомненно, Он был бы подвижен и находился бы в постоянном изменении, Его суть изменялась бы и истинность подверглась бы распаду. И тогда Его нельзя будет назвать Творцом.

Как может быть достоин вечности тот, кто имеет все предпосылки быть созданным.

Как возможно, чтобы создатель вещей имел бы качества созданий? В таком случае, в нём будут все признаки сотворения, и Он станет следствием, тогда как все причины и следствия возвращаются к Нему.

Невозможное не может быть доводом: нельзя относить атрибуты творений Творцу. Нет божества кроме Аллаха Великого, Высочайшего! Те же, кто устанавливает подобное Ему божество лжецы, они — заблудшие и получившие убыток.

Да благословит Аллах Мухаммада и его семейство!»[639].

[1] «Бихар аль Анвар», том 5, стр. 204.

[2] Журнал выпускался в Лондоне Д. Афгани и его учеником М. Абдо.

[3] Иджтихад – свободное независимое исследование и вывод исламского права из Корана и сунны.

[4] «Братья Мусульмане» организация мусульманских активистов-революционеров, возникшая в Египте и получившая большое распространение в исламском мире.

[5] Кафиры – неверные.

[6] «Нур аль Абсар» Шабланджи, стр.159.

[7] Книга, переведённая на русский язык под названием «Руководство имама Али в письмах».

[8] «Муснад» Ахмада, том 5, стр. 132.

[9] «Сахих» Бухари, том 8, стр. 209, 210. Просим обратить ваше внимание на то, что подобного аята в священном Коране не существует.

[10] «Сахих» Муслим, том 2, стр. 726. хадис:№ 119. Раздел «Лау анна либна Адама».

[11] Необходимо отметить также, что подобного аята в священном Коране не существует.

[12] Сура 5; аят 104.

[13] Сура 2; аят 111.

[14] Сура 43; аят 7.

[15] Сура 33; аят 67.

[16] «Ихья улум ад Дин», Газали, том 5, стр. 530, 531.

[17] «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, том 4, стр. 126, «Канз аль Умаль», том 1, стр. 172, 189.

[18] «Канз аль Умаль», том 1, стр. 172, 189.

[19] «Му’джам аль аусат», том 4, стр. 262, хадис №3463, «Джам ал Джавам’и», том 1, стр. 307.

[20] «Муснад» Ахмада, том 4, стр. 126; «Сунан» Тирмизи, том 5, стр. 44, хадис № 2676.

[21] «Сунан» Аби Дауд, том 4, стр. 200, хадис № 2607; «Сунан» Тирмизи, том 5, стр. 44, хадис 2676; «Сунан» ибн Маджа, том 1, стр. 15,16, хадис № 42,43.

[22] «Аль Маузуат» Ибн Джузи, том 1, стр. 109.

[23] Там же стр. 151.

[24] Там же стр. 218.

[25] «Халасат Абакат аль Анвар», том 2, стр. 101.

[26] Там же стр. 95,96.

[27] «Мизан аль И’тидаль»

[28] «Тахзиб ат-Тахзиб», том 11, стр. 155.

[29] «Мизан аль И’тидаль»

[30] «Тахзиб ат-Тахзиб», том 11, стр. 280.

[31] Том 1, стр. 284, 285.

[32] «Сунан» Дарами, том 1, стр. 130,131; «Муснад» Ахмада, том 3, стр. 21,39.

[33] «Сунан» Тирмизи, том 5, стр. 38.

[34] Истахара – гадание по Корану.

[35] «Мадхаль» Байхаки, стр.49.

[36] «Джамиа аль Баян аль Илм ва фазлихи», том 1, стр. 65.

[37] «Тарих» Табари, том 4, стр. 204.

[38] «Канз аль Уммаль», том 10, стр. 293.

[39] «Тазкират аль Хуфаз», том 1, стр. 5.

[40] «Канз аль Умаль», том 10, стр. 295, хадис № 29473.

[41] Там же, том 10, стр. 291.

[42] «Сахих» Бухари, «Китаб аль илм», том 1, стр. 39.

[43] «А’за ала суннати Мухаммадийя», стр 53.

[44] «Маватта» имам Малик, том 2, стр. 899, халис№3.

[45] Мнение учёных относительно Акрамы будет приведено чуть ниже.

Убеждения Рината Абу Мухаммада в вопросе подчинения правителям мусульман


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: