Понятие информационных технологий, их составляющие, классификация и использование в различных отраслях

Шаронов Виталий Александрович

ИНформационные технологии в формировании

техники бега на дистанцию 100 метров

Выпускная квалификационная работа

по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль Физическая культура

«Допущен к защите» Зав. кафедрой ФКиС кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФКиС ____________ С.А. Пронкина «___ »___________ 2016 г. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФКиС С.А. Пронкина Подпись:_____________________

Защита состоялась «________ »_______________ Оценка «___________ »

Южно-Сахалинск, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ?

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике……………….………………………………….?

1.1.Понятие информационных технологий, их составляющие, классификация и использование в различных отраслях…………………………..

1.2. Спортивные инновации в России………………………………………….?

1.3.Особенности формирования техники бега на короткие дистанции…… ? 1.4.Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике………………………………………………….?

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..?

2.1. Задачи исследования………………………………………………………….?

2.2. Методы исследования…………………………………………………………?

2.3. Организация исследования…………………………………………………..?

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение……..?

3.1. Обоснование разработки экспериментальной методики по использованию информационных технологий в формировании техники бега на дистанцию 100 метров у легкоатлетов – спринтеров УТГ 3-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.……………. ?

3.2. Результаты исследования эффективности методики использования информационных технологий в технической подготовке спортсменов УТГ 3-го года обучения, специализирующихся в беге на короткие дистанции, ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска……………………………… ?

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..?

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….…?

Введение

Актуальность исследования. Активное использование информационных технологий в области измерений движения спортсменов позволило атлетам неоднократно завоевывать олимпийские медали. Компьютерное моделирование и прогнозирование позволило не только внести существенные коррективы в учебно-тренировочный процесс, но и существенно повлиять на обновление системы спортивных сооружений, снарядов и амуниции. А начало эры спортивных соревнований роботов существенно влияет на саму философию спорта, специалисты получают возможность по иному взглянуть на механизмы мышечной деятельности, иначе моделировать тактико-техническую деятельность спортсменов людей [24].

Информационные технологии представляют собой совокупность средств и методов, разработанных на основе использования современных достижений вычислительной и телекоммуникационной техники, обеспечивающих автоматическую обработку информации и оптимизацию учебной и производственной деятельности человека. ( И. А. Воронов, 2006) [4].

Ярко выраженная информатизация современного общества объясняет необходимость все более широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта. Объект исследования: процесс технической подготовки легкоатлетов-бегунов на короткие дистанции учебно-тренировочной группы 3-го года обучения ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска.

Предмет исследования: использование информационных технологий в формировании техники бега на дистанцию 100 метров.

Цель исследования: выявить и обосновать, что использование информационных технологий в процессе формирования техники легкоатлетов способствует повышению уровня технического мастерства спортсменов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика формирования техники бега на короткую дистанцию, основанная на использовании информационных технологий, способствует повышению уровня технического мастерства спортсменов.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами-преподавателями в совершенствовании учебно-тренировочного процесса спортсменов ОДЮСШ Сахалинской области.

Новизна исследования: состоит в том, что впервые предпринята попытка изучения возможностей использования информационных технологий в формировании техники бега на короткие дистанции спортсменов ОДЮСШ летних видов спорта г. Южно-Сахалинска и влияние результатов исследования на повышение успешности спортсмена в соревновательной деятельности.

Структура работы: работа выполнена на ?? страницах печатного текста, состоит из введения, 3-х глав, ? таблиц, ? рисунков, выводов, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике

Понятие информационных технологий, их составляющие, классификация и использование в различных отраслях

В наши дни происходят стремительные изменения во всех сферах человеческой жизни. Прогресс неизбежен. Важную роль в этих изменениях играет развитие научно-технического прогресса, глобальная информатизация всего мирового сообщества, особенно в передовых странах. Информационные технологии — это совокупность устройств, средств и методов, позволяющих управлять информацией вне мозга человека [4,7]. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать, систематизировать и использовать информацию с помощью компьютеров, соответствующего программного обеспечения, телекоммуникационных средств. Это в полной мере относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Компьютерные технологии формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности и спортивно-тренировочного процесса, которые оказываются более психологически приемлемыми, комфортными, мобилизующими творческие возможности, интеллектуальный и физический потенциал учащихся. Сегодня роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Прежде всего, это связано с повышением интереса людей к здоровому образу жизни и отказом от негативных последствий цивилизации — ухудшения экологии, гиподинамии, курения, наркотиков, алкоголя и т.п. К сожалению, большая часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную форму, сохранить на долгие годы работоспособность и здоровье. Информационные технологии способствуют улучшению существующего положения [10]. Информатизация физкультурного образования рассматривается как логично объяснимое продолжение информатизации общества. Основными направлениями использования информационных технологий в физической культуре и спорте являются: развитие личности, подготовка будущих специалистов в условиях информационного общества; повышение всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.

Информационные технологии применяются: в качестве средства обучения, позволяющего совершенствовать процесс преподавания; в целях моделирования учебных и соревновательных ситуаций, тренировочного процесса и контроля за результатами обучения создаются возможности программно-методического обеспечения современных компьютеров; в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов соревнований, научных исследований, коррекции результатов учебно-тренировочной деятельности, компьютерного тестирования умственного, функционального, физического и психологического состояний занимающихся; в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр; при организации наблюдения за физическим состоянием, здоровьем различных групп занимающихся. В настоящее время разработаны и внедрены в тренировочный процесс обучающие системы по легкой атлетике, гимнастике, восточным единоборствам, пулевой стрельбе, лыжному спорту, биатлону, физиологии, биомеханике, спортивной метрологии и другим дисциплинам [22]. Для улучшения управления тренировочным процессом необходимо создавать прикладные программные продукты и автоматизированные системы обработки информации [23]. В последнее время уделяется повышенное внимание вопросам улучшения качества технической подготовки спортсменов. Разработка систем для усиления этой стороны ведется в направлении создания индивидуальных программно-аппаратных комплексов, которые позволяют автоматизировать ввод информации в ЭВМ, обрабатывать и вычислять необходимые биомеханические параметры. Это позволяет кардинально повысить эффективность обучения, улучшить подготовку будущих олимпийцев. Быстрое продвижение по пути миниатюризации датчиков привело к тому, что появилось огромное количество гаджетов, способных регистрировать большое количество параметров. Так, широкое распространение получили приборы со встроенным навигационным модулем системы глобального позиционирования (GPS) – прежде всего, это продукция лидеров рынка направления HRM+GPS таких компаний, как: Garmin, Globalsat, Polar, Suunto, Timex. Приборы этих компаний чаще всего позиционируются как мониторы сердечного ритма (МСР). Однако современный пульсометр, кроме главного своего предназначения, выполняет множество других функций и даже включает в себя дополнительные приборы. Вот некоторые из них: часы, секундомер, будильник, спидометр, одометр, альтиметр, барометр, навигатор и т.д. Поэтому пульсометры часто называют спортивными тестерами и даже компьютерами. В настоящее время МСР подразделяют на группы по своему прикладному назначению: для фитнеса, бега, велоспорта, туризма, мультиспорта. Самыми простыми и доступными считаются недорогие приборы серии фитнес, а самыми сложными — мультиспортивные. Сейчас большинство квалифицированный спортсменов и любителей спорта не представляет свой тренировочный процесс без использования МСР. Большинство компаний, выпускающих спортивные гаджеты, одновременно предоставляют возможность анализа тренировочного процесса и создания социальных сетей. Такого рода ресурсы имеют необходимое информационное обеспечение и позволяют программировать тренировочные параметры. С их помощью стало возможным автоматизировать многие процессы обработки данных тренировочного процесса, такие как: обучение и контроль теоретических знаний; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированных тренажерных комплексов и т.д. Электронные системы и устройства позволяют не просто записывать то, какие тренировки совершает атлет, но и сохранять множество параметров этих занятий, в том числе время, скорость, затраченные калории, диаграммы пульса и многое другое. Ведение спортивного дневника – необходимость для каждого, кто стремится достичь значимых результатов. Развитие GPS-навигации и появление нового поколения спортивных гаджетов сделало возможным в режиме реального времени фиксировать результаты тренировок в любом виде спорта.

Несколько лет назад спортивные ошибки мог обнаружить только судья или тренер, но сейчас каждое движение может быть проанализировано, любой человек может увидеть реальное действие с помощью современных цифровых технологий. Информационные технологии используются при проведении спортивных соревнований. Например, беспроводной фиксатор уколов для фехтования: технология называется «Примула-идея». Она была разработана инженерами из Казани. Технология позволяет отказаться от длинных шнуров, которыми раньше были подсоединены фехтовальщики. Датчик расположен на затылочном держателе маски. Информация об уколе поступает на этот него, откуда мгновенно передается на судейский приемник через инфракрасный порт. В тот же момент внутри маски вспыхивает красный или зеленый светодиодный индикатор. В результате ни зрителям, ни судьям, ни спортсменам не надо без конца поворачиваться в сторону судейского регистратора. Dartfish — программное обеспечение (ПО) видеоанализа, используется спортсменами и тренерами для достижения желаемого результата. Может использоваться студентами, преподавателями, тренерами, атлетами, спортивными врачами и физиотерапевтами. Программа использует цифровую видеографику, чтобы использовать обратную визуальную связь, не прекращая тренировки. Dartfish применяют на чемпионатах Европы и мира и Олимпийских играх; также существует система электронного судейства Hawk-Eye(Ястребиный глаз): система уже проверена в таких видах спорта как футбол, теннис, крикет. Скоростные видеокамеры высокого разрешения, которые расположены по периметру игровой зоны, следят за траекторией полета мяча и отправляют данные на компьютер. Виртуальная машина изображает трехмерную модель полета мяча или шара. После получения обработанных данных выдается заключение. Например, в теннисе делается вывод о точке приземления мяча — в корте или ауте. Техника фиксирует место касания мяча с точностью до 3,6 мм. Инженеры уверяют, что даже у опытного судьи погрешность в работе гораздо выше, так как теннисный мяч, который летит со скоростью более 100 км/ч, при ударе о площадку часто проскальзывает, бликует и деформируется. Новое направление использования информационных технологий связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Это диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие программы. Диагностические программы позволяют специалисту, обобщив введенные данные, быстро и точно поставить диагноз, диагностико-рекомендательные предлагают пользователю определенный набор рекомендаций, который соответствует выявленному уровню здоровья. Управляющие программы обеспечивают взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдают задания, контролируют выполнение, а по результатам новых показателей выдают соответствующие рекомендации. Информационные технологии применяются при повышении квалификации. Важным в системе подготовки и повышения квалификации остается создание единой системы электронных учебников, справочников, банков данных, баз знаний, развитие электронных библиотек, обеспечение взаимодействия средствами телекоммуникаций. За последние годы информатизация современного общества обретает новые масштабы. Самое главное, это то, что подготовка спортсменов и специалистов в области физической культуры с использованием современных информационных технологий становится более качественной и эффективной.

Таким образом, мы пришли к следующим результатам:

Информационные технологии – автоматизированный процесс сбора, обработки и передачи данных с целью производства информационного продукта. Информационные технологии применяются: в качестве средства обучения, позволяющего совершенствовать процесс преподавания; в целях моделирования соревновательных ситуаций; в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов соревнований, научных исследований, коррекции результатов тренировочной деятельности. Информационные технологии используются при проведении спортивных соревнований.

Направление использования информационных технологий связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Это диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие программы. Информационные технологии применяются при повышении квалификации.

Как внедрение IT-технологий влияет на экономику страны?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: