ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С ТЕРМИНОМ « СЛОВО»
Первое занятие
1 часть занятия / автор А.И. Воскресенская /
У воспитателя на столе разные игрушки. Она предлагает детям посмотреть на них и назвать. Объясняет, что названия игрушек – слова. Предлагает назвать предметы в группе и говорит, что это тоже различные слова.
Вывод. Все что нас окружает, можно назвать словами.
- Про каждый предмет можно что-то сказать.
- Что у меня в руке? / Берет мяч / — Мяч.
- Сколько слов вы сказали? / Одно /
Воспитатель роняет мяч.
- А теперь скажите про мяч два слова. Что с ним случилось? / Мяч упал/
- Какое первое слово? Второе?
- А теперь Ира поднимет мяч, а в, ребята, скажите об этом тремя словами. Что сделала Ира? / Ира подняла мяч /
- Сколько слов вы сказали? Какое слово первое? Второе? Третье?
Вывод. Мы узнали, что про один предмет можно сказать не только одно слово, а несколько. Сначала мы про мяч сказали одно слово – Мяч. Потом два слова — Мяч упал. А потом три слова – Ира подняла мяч.
2 часть занятия / автор Г.П. Белякова /
- Со словами, как и с игрушками, можно играть. Сейчас я вас научу. Игра называется
«Живые слова». Она так называется, потому что в ней словами станут дети. / Вызывает троих детей /.
- Теперь это не обычные дети, а дети-слова. Ты, Маша, слово – девочка. Какое ты слово?
Девочка / Ребята, каким словом стала Маша? / Несколько ответов детей /
- Таня – слово поет Ира слово – песню. / Аналогично задаются вопросы детям-словам и всей группе, чтобы дети запомнили, кто каким словом стал /.
- Наши слова стоят по — порядку / Показывает направление слева направо / Маша скажет
свое слово и даст руку Тане. Таня скажет свое слово и даст руку Ире. Последней свое слово скажет Ира. А вы все слушайте. / Дети говорят по – очереди свои слова и берутся за руки /
- Про кого сказали дети – слова? / Про девочку / Что они сказали про девочку? / Девочка
поет песню / Какое первое слово? Второе? Третье? Каким словом стала Ира? Покажи, где слово поет?
- А теперь я хлопну в ладоши и дети-слова разойдутся и встанут в любом месте группы. / Дети-слова выполняют задание /
- Вы хорошо запомнили слова? Какое слово стоит у окна? А где стоит слово поет? А кто помнит, что они говорили, когда стояли вместе, друг за другом? / Девочка поет песню /
- А сейчас, когда они стоят в разных местах, отдельно, они это говорят? Почему? Потому
что они разошлись. Что говорит слово, которое стоит у доски? / Девочка/. Оно нам говорит, что девочка поет песню? / Нет /.
- А что надо сделать, чтобы сказать о девочке, что она поет песню? / Надо, чтобы дети-слова опять встали на место, друг за другом.
- Я хлопну в ладоши, а вы, слова, встаньте по – порядку./ Дети выполняют задание/.
- Правильно ли встали дети-слова? Давайте проверим. Вы сейчас друг за другом громко
скажете каждый свое слово и будете брать за руку рядом стоящего./ Дети говорят предложение и все убеждаются, что они встали правильно /
ИТОГ.Итак, ребята, мы сегодня с вами узнали, что все, что нас окружает, можно назвать словами. Об одном предмете, человеке можно сказать и одно слово, и несколько. И мы научились со словами играть. Игра называется «Живые слова». А кто помнит, почему она так называется? / Потому что словами были дети /
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С ТЕРМИНОМ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Второе занятие
1 часть. / автор А.И.Воскресенская /
- Ребята, вы уже знаете, что все, что мы видим, можно назвать словами. У меня на столе стоят разные игрушки. Мы сегодня будем про эти игрушки говорить не одним словом, а двумя.
/ Игрушки подобраны и расположены так, чтобы детям легко было составить предложение с глаголами. Например, кукла лежит на кровати; мишка сидит, кукла стоит, собака лежит, пальто висит на вешалке и т.д. /
- Послушайте, как я скажу про пальто: «Пальто висит». / Говорит медленно /.
- Какое я сказала первое слово? Второе? Сколько слов я сказала про пальто?
- А теперь вы скажете двумя словами о других игрушках. / Предложения детей разбираются – сколько слов, какое первое, второе /
- Очень хорошо вы сказали про все игрушки двумя словами. А сейчас поиграем в знакомую вам игру «Живые слова». Почему она так называется? Да, потому что в ней словами будут дети.
Часть. Вариант игры «Живые слова» – «Хор».
Этот вариант игры требует предварительной подготовки. Воспитатель заранее учит троих детей / до занятия/ произносить слова предложения не последовательно, а одновременно. При этом все слова предложения должны иметь одинаковую ритмико – слоговую структуру, то есть, состоять из одинакового количества слогов и иметь ударение на определенном слоге. Это, с одной стороны облегчает детям одновременное произношение слов, но с другой – делает высказывание словесно нерасчлененным, и именно этим создается проблемная ситуация.
Воспитатель вызывает троих заранее подготовленных детей.
- Внимательно послушайте, ребята, что вам сейчас скажут эти дети-слова. /По сигналу воспитателя дети одновременно произносят каждый свое слово /
- Вы поняли, что сказали дети-слова? Почему? / Если дети ответят, что не поняли, потому что дети-слова сказали тихо, воспитатель предлагает слова повторить /.
- Как нужно сказать, чтобы было понятно? / Предлагает детям-словам повторить свои слова последовательно, друг за другом, берясь за руки /.
- А сейчас вы поняли, что сказали дети-слова? Почему раньше было непонятно, а сейчас понятно, ведь дети говорили одни и те же слова.
- Кто-нибудь из вас может произнести все слова сразу, а не друг за другом? / Желающим предлагает попробовать . После неудачной попытки дети заметят, что нельзя одному человеку одновременно сказать сразу три слова, можно только произносить слова друг за другом. Тем самым дети выделят свойство речи – отдельность каждого слова, входящего в предложение /
- Да, только в игре несколько человек могут сказать сразу все слова, а один человек не может, он говорит сначала одно слово, потом другое
- Наши дети сказали про Марину несколько слов – они сказали предложение.
В предложении слова идут друг за другом, они дружат, поэтому нам понятно, о чем они говорят. Если бы дети сказали – искать, Марина, малина. Это было бы не предложения, а просто слова, они не дружат друг с другом, поэтому непонятно, о чем они говорят
ИТОГ. Про каждый предмет, про каждого человека, животное, растение, про все вокруг можно сказать предложение. Мы сегодня с вами про игрушки составляли предложения. В наших предложениях слова дружили, поэтому мы все понимали. Давайте вспомним наши предложения. / Дети вспоминают предложения про игрушки /.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ТЕРМИНОМ СЛОГ / ЧАСТЬ /
1 вариант / авт. А.Воскресенская /
— Ребята, я хочу вам рассказать про девочку Зину. Зина любила прыгать через скакалку. Взяла она однажды скакалку и вышла на улицу. Посмотрела вокруг. Нет на улице подружек. А одной скучно. Зина начала громко звать подруг:
— Ма — ша! Та — ня! На — та — ша!
Подружки услышали, прибежали и начали весело играть.
— Ребята, как звала Зина своих подруг? Она называла их имена сразу или произносила их по частям?
— Вспомните, ребята, как Зина звала своих подруг? Повторите. / Дети повторяют имена, произнося их по слогам /.
— А почему девочка так звала своих подруг? / Так лучше слышно /
— А как позовет вас мама издалека? / Предлагает отдельным детям произнести свои имена по слогам /.
— А как в лесу люди кричат друг другу, чтобы не заблудиться? / А — у!/. Да, они тоже произносят даже такое коротенькое слово как АУ по частям.
ИТОГ. Все слова можно произнести сразу и по частям.
Часть.
— Давайте попробуем разные слова произнести по частям. Послушайте, как я произнесу слово ПАПА. Посмотрите на мой рот. Посчитайте, сколько раз он у меня откроется, когда я буду говорить это слово. ПА — ПА.
— Сколько раз у меня открылся рот? / Два / Значит, в слове ПАПА две части.
— Произнесите теперь слово МАМА по частям, посмотрите друг на друга и посчитайте, сколько раз у вас откроется рот, когда вы будете говорить слово МАМА./ Дети произносят слово МАМА по слогам
— Сколько раз у вас открылся рот? / Два раза / Значит, сколько частей в слове МАМА? / Две части /
— А чтобы легче посчитать, сколько раз открывается рот при произнесении слова, надо поставить руку под подбородок, не касаясь его. Сколько раз подбородок прикоснется к вашей руке, столько частей в слове.
— Произнесите слово САША по частям, поставьте руку под подбородок и посчитайте, сколько частей в слове САША. / Дети выполняют задание /
— Сколько частей в слове САША? / Две части /
ИТОГ. Слова можно не только произнести по частям, но части в слове можно посчитать.
Часть.
У меня на столе стоят игрушки. Попробуйте произнести названия игрушек по частям. / Дети произносят по — очереди названия игрушек по частям и считают части в словах В названиях игрушек должно быть две части — кукла, волчок, мишка, зайка и т.д. /k
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Что вы сегодня узнали нового о слова? / Слова можно разделить на части. Части в слове можно посчитать /.
2 вариант. / Авт. Ф.Сохин /
1 часть.
— Ребята, вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Придумайте предложение из трех слов. / Дети придумывают предложения, воспитатель вместе с детьми их анализирует и останавливается на одном /.
— Лена придумала предложение ДЕТИ ВЕСЕЛО ПОЮТ. Теперь ты, Коля, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, останавливайся после каждого слова. / Ребенок произносит предложения с паузами /.
— Теперь назовите мне первое слово. / ДЕТИ / Можно ли слово произнести не сразу, а по частям. Попробуйте. / Дети пробуют произнести слово по частям. Если у них не получается, воспитатель делает это сам /.
— Теперь все вместе произнесем слово ДЕТИ по частям, с остановкой. / Дети произносят слово по слогам /
— Теперь попробуем произнести по частям слово ПОЮТ. / Дети произносят слово по слогам индивидуально и хором /
ИТОГ. Итак, ребята все слова можно произнести по частям.
11 — я и 111 — я части проводятся так же как и в первом варианте.
3 вариант / авт. Генинг М.Г и Герман Н.А./
— Ребята, вы уже умеете составлять предложения. Из чего состоят предложения? / Из слов /.
— А сегодня я хочу вам рассказать, из чего состоят слова. Сейчас я вам покажу картинку, а вы скажете, что на ней нарисовано / Ставит картинку с изображением РЫБЫ /
— Что это? / Рыба /
— Напишите на доске это слово. / Вызванный ребенок пишет черточку
— А теперь посмотрите, что это такое ? / Ставит на доску картинку с изображением половины рыбы, обязательно с головой / Рыба /.
— Разве это целая рыба ? / Половина /
— Вот и скажите не все слово, а только половину . / Дети произносят РЫ — / Воспитатель ставит на доску картинку с изображением второй половины рыбы, с хвостом так, чтобы между ними был просвет.
— А теперь скажите вторую половину слова. / -БА /.
— На сколько частей у нас разрезана рыба ? / На две /.
— Напишем это слово по частям. Вот какие у нас части слова / Воспитатель рисует два квадратика под чертой, которую написали дети /
— Прочитаем слово РЫБА по частям./ Воспитатель проводит указкой по квадратикам , а дети читают РЫ — БА /.
— Значит из чего состоят слова ? / Из частей /
ИТОГ. Слова можно разделить на части.
11 — я и 111 — я части проводятся как в первом варианте.