Примеры характеристики памятников

1. Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар, Шарль Лебрен, Анри Ленотр. Дворцово-парковый ансамбль в Версале.

Во Франции XVII века средоточием важнейших явлений художественной жизни стал королевский двор. На службе короля находились самые талантливые художники и архитекторы, для строительства и отделки королевских резиденций устраивались мануфактуры по изготовлению шпалер, зеркал, мебели. Для того чтобы изготавливать предметы роскоши в своем отечестве, а не покупать втридорога в Италии или Фландрии, приглашали мастеров из-за границы, освобождали их от налогов и пошлин, предоставляли им различные привилегии с одним обязательным условием – наладить производство и обучить французских работников. Так была создана знаменитая гобеленовая мануфактура, объединившая не только ткачей, но вышивальщиков, граверов, резчиков по дереву, столяров, мозаичистов и даже литейщиков. Ее полное название – «Королевская мануфактура меблировки для коронованных особ».

К концу столетия как символ могущества королевского дома, как высшее достижение искусства, рожденное по воле короля, поднялся величественный дворцово-парковый ансамбль. Точнее было бы назвать его городом – в центре громадный дворец, окруженный парком. От площади перед дворцом расходятся три луча улиц, вдоль которых были выстроены многочисленные дома для приближенных французского короля. Исследователи называют Версаль моделью абсолютистского государства, в центре которого король (дворец), вокруг него придворное общество (город Версаль), а уже за их пределами – вся остальная страна. Как все дела в государстве сходятся к королю, так все дороги в Версале сходятся к королевскому дворцу. В абсолютистском государстве монарх находится на вершине власти, он является конечной инстанцией в решении всех вопросов – дипломатических, военных, экономических. «Государство это Я!», – произнес Людовик XIV в самом начале своего царствования и следовал этому девизу всю жизнь.

Центром и сердцем всего ансамбля стал, конечно, дворец. Огромные роскошно украшенные анфилады дворцовых залов были грандиозной декорацией, на фоне которой разворачивались придворные церемониалы. Не только парадные выходы, приемы и балы, но даже утренний туалет короля, его обед или беседа с детьми были подчинены строгим формам ритуального поведения и представляли собой спектакль, разыгрываемый ежедневно на глазах многочисленной публики. В самом центре дворца, на генеральной оси всего ансамбля, находилась спальня короля, обращенная к востоку. Небесное светило и монарх начинали свой день одновременно.

Парадные апартаменты были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (лестницей послов) и конечной точкой (королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев. Залы дворца были украшены по особой программе, которая должны была представлять идею могущества и благодетельности королевского правления. Семь залов парадной анфилады отождествлялись с семью планетами, покровительствовавшими деяниям великих королей прошлого, – так объяснял смысл декоративной отделки Версальского дворца известный сказочник и придворный Шарль Перро. Картины, шпалеры, скульптурные композиции в Салоне Меркурия рассказывали о мудрости королей, в салоне Марса – о военных подвигах и великодушии на поле боя, в салоне Венеры – о любви королей. Проходя череду парадных залов, посетитель дворца (придворный, иностранный дипломат, представитель дружественного королевского дома), как бы погружался в этот «многословный» грандиозный рассказ и тем самым подготавливался к встрече с хозяином Версаля.

За стенами дворца раскинулся сад (руководил ландшафтными работами садовод Анри Ленотр) с аллеями и каналами, фонтанами и статуями, многочисленными садовыми павильонами – оранжереей, гротом, дворцом Трианон, лабиринтом и другими парковыми забавами.

Пускай на память вам придут

Во, Лианкур и их наяды,

Ну, и прибавить можно тут

Рюэль и все его каскады.

Затем вообразите: бьет

За водометом водомет.

В лазурь небес струей высокой,

Каналы тянутся далеко,

По берегам цветут нездешней красоты

Деревья мирт и роз – деревья, не кусты…

Автор этих строк Жан де Лафонтен, перечисляя другие знаменитые дворцы Франции (Во ле Виконт сюринтенданта финансов Фуке, замок Лианкур близ Клермона, загородный дворец кардинала Ришелье Рюэль), не без оснований считает, что Версаль превзошел их, его можно сравнить разве что с садами из волшебных сказок или рыцарских романов.

Многое в этом парке было устроено как бы «вопреки» природе. Цветы, деревья, кусты высаживали с таки расчетом, чтобы они цвели и благоухали круглый год. Каждый день садовники проверяли цветники и удаляли увядшие растения – в парке должна была царить ver perpetum (вечная весна). Круглый год плодоносили деревья – сначала вишни, сливы, яблони, затем апельсины, персики, виноград – в саду царило вечное лето. Особенно ценились апельсины, не столько за вкус, сколько за внешний вид: они были похожи на маленькие солнца, их воспринимали как эмблему короля («Короля-Солнце»), поднесенную монарху самой природой. Удивляли фонтаны – вода, которая в природе может течь только сверху вниз, благодаря королевской воле и умению искусных мастеров бьет вверх. Справедливости ради надо сказать, что фонтаны в Версальском парке никогда не работали все сразу, их включали по очереди в соответствии с маршрутом прогулки коронованных особ. Роскошь роскошью, но и экономить при дворе иногда умели. Деревья и кустарники вдоль прямых аллей были подстрижены правильными «шпалерами», бассейны были круглыми и овальными, словно следуя словам французского философа Н.Мальбранша, который говорил: «Видимый мир был бы более совершенным, если бы моря и земли имели бы более правильную форму». В эпоху Барокко считали, что Искусство – это преодоление Природы. И Версальский парк стал наиболее полным и планомерным воплощением этой идеи.

Планировка парка подчинена «генеральной оси» ансамбля, на которую нанизаны последовательно главная дорога, ведущая от Парижа к Версалю, парадный двор перед дворцом, спальня короля, главная аллея парка, прерванная водными партерами, большой канал, за которым заходило солнце – путь дневного светила оказался включен в планировку Версальского ансамбля.

Главный эффект прогулки по парку заключался в последовательной смене «картин», увиденных с определенных точек. Сам Людовик XIV составил несколько «Путеводителей» с описанием прогулки по парку и указывая места, где следует любоваться фонтанами, боскетами, зелеными кабинетами, цветочными и водными партерами. Самый длинный маршрут занимал целый день, причем часть пути совершалась на лодке по Большому каналу. Виды издалека – «грандиозные» картины (дворцового фасада или бассейна Латоны) сменялись более камерными, предлагалось полюбоваться деталями скульптурного убранства фонтана, а затем еще раз бросить взгляд в перспективу аллеи или большого канала.

Версальский дворцово-парковый ансамбль стал образцом для устройства резиденций правителей и вельмож по всей Европе, каждый монарх старался если не превзойти, то хотя бы приблизиться к версальскому великолепию.

образцы гранитных памятников


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: