Проблема управления памятью. образные и вербальные мнемотехники. случай шерешевского.

Великий российский психолог Александр Романович Лурия (1902-1977) описал в своей «Маленькой книжке о большой памяти» результаты тридцатилетних наблюдений за уникальным «экспериментом природы» феноменальной памятью С. Шерешевcкoгo. С. Шерешевский, начинающий репортер одной из московских газет, был послан в психологическую лабораторию на обследование своим начальником, который был возмущен тем, что его подчиненный не записывал в блокнот редакционные задания. Каково же было его изумление, когда выяснилось, что «нерадивый» репортер может слово в слово повторить любую инструкцию своего шефа!Исследования А. Р. Лурия не обнаружили границ памяти с. Шерешевского ни по объему (он мог запомнить и воспроизвести ряды из 30, 50, 70 и более элементов), ни по прочности (вся информация сохранялась в неизменном виде и спустя десятки лет). Пожалуй, единственным естественным «ограничителем» для него было время, так как на запоминание каждого элемента ему требовалось несколько секунд. Оказалось, что одной из особенностей психики с. Шерешевского было наличие многочисленных «синестезий», т. е. знаки (буквы, числа), которые для нас не несут практически никакой чувственной окраски, во внутреннем мире этого уникального человека приобретали цвет, запах, специфические «повадки». Аналогичной особенностью восприятия обладал французский поэт А. Рембо. В сонете «гласные» он пишет о «цветах» букв: «А черный, белый Е, И красный, У зеленый, О синий, тайну их скажу я в свой черед…» Прямым следствием такого способа восприятия мира была предельная (или, вернее сказать, запредельная для обычного человека) образность памяти.

Так, однажды с. Шерешевскоrо попросили заучить наизусть первую строфу «Божественной комедии» Данте. Текст был на итальянском языке, которым r {I: «Nelтezzodelcaтiпdiпostravita / Miritrovaiperипаselvaoscura…» «

Парадоксально, но такой на первый взrляд чрезвычайно переrруженный образный ряд помоr с. Шерешевскому безошибочно воспроизвести заученную строфу через 15 лет! С одной стороны, ero природный дар дал возможность проявить себя (после встречи с А. Р.Лурия он оставил репортерскую деятельность и стал профессиональным мнемонистом, демонстрирующим на сцене чудеса памяти). С друrой стороны, необычные способности в сфере памяти приносили ее обладателю немало проблем. Чрезмерное развитие мнемических способностей неблаrоприятно сказывалось на друrих психических функциях.с. Шерешевскому было очень трудно решать задачи, требующие абстрактноrо мышления, жизнь в целом и ero место в ней казались ему не совсем реальными. Он путался в созданном им же самим мире образов и не Mor практически ничеrо забыть.с. Шерешевский пытался даже создать своеобразную «амнезотехнику». Для борьбы со своей избыточной памятью он старался усилием воли задерживать rенерацию образов, рвал записанные на листки ряды цифр, которые хотел забыть, и т.д. Жизненная драма человека с уникальной памятью, описанная А. Р.Лурия, интересна сама по себе, но особенно показателен тот факт, что с. Шерешевский интуитивно прибеrал к технолоrиям запоминания, которые более двух тысячелетий известны в истории человеческой цивилизации. О них пойдет речь ниже.

коротко

Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и восстановление знания в сфере сознания.В античности признавалось ведущее значение памяти для всех видов деятельности. В современной психологии о памяти говорят как о сквозном процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной деятельности и психики. В античной философии память – это божественный дар. Платон считал, что память – основное свойство души метафизический аспект.
Существовало другое понимание памяти – память как восковая дощечка, фиксирующая каждый отпечаток, который не проходит бесследно технический. Цицерон предложил различать память на слова и на вещи в современном понимании – механическая и смысловая память. Он говорил, что искусная память состоит из мест и образов
Средние века. В божественной комедии Данте Алигьери автор дает читателю удобный для запоминания перечень грехов. В новое время были приобретены вербальные мнемотехники.
Метод мест. После обрушения крыши здания, Симониду удалось помочь опознать изуродованные тела, т.к. он запомнил расположение людей на момент разрушения. Метод мест — это принцип упорядочения информации. Вербальные мнемотехники. «каждый охотник желает знать..» и тд.

Мнемотехника: Урок 1. Образ. Мнемотехнический квадрат.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: