Психологический анализ урока по истории нового времени.
Лысенко Андрей Игоревич
Класс: 7г школа 62
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Абсолютизм
Этапы урока | Действия учителя | Реакция учеников |
Организационный момент | непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; | Сосредоточение внимания |
Повторение домашнего задания | Вызов к доске учеников, опрос в форме беседы. | Ученики отвечают у доски. Не все его слушают. |
Объяснение нового материала | постановка цели и задач урока ознакомление учащихся с материалом Использование наглядных пособий Записи на доске | интерес, любопытство, удивление Сосредоточение внимания |
Домашнее задание | Сообщение | Записывают |
Закрепление изученного | Беседа | Отвечают Рассуждают |
Реализация организационной функции
Организация взаимодействия
Были использованы вербальные и невербальные средства установления контакта: непосредственное обращение:
- подчеркивание значимости информации;
- постукивание, повышение /понижение/ голоса;
- использование наглядных пособий;
- яркость примеров;
- темп ведения занятия и т.д.
Конфликтов на уроке не было ни между учениками, ни между учителем с учениками. Объяснение не было эгоцентричным, был настроен на других, а не на себя.
Управление эмоциями
Психическое состояние учителя в основномположительное: спокойствие, уверенность, энергичность доброжелательность и др.;
Манера обращения к учащимся:
- доброжелательное, уважительное;
- способность проникнуть во внутренний мир ученика;
- «эмоциональный климат» в классе.
Контакт с классом:
- распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;
- переключение внимания на работу отдельных учащихся;
- способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину;
Организация учения
- мотивация;
- постановка цели;
- установка;
- создание ситуации ожидания;
- личностный смысл
Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:
- создание наглядных образов;
- ясность, образность речи, записей на доске.
Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
- схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
- моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
- ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;
- функции наглядности;
- иллюстрации того, что описывает учитель словами;
- сближение абстрактных понятий с конкретными;
Избирательность восприятия:
- особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;
- отсутствие лишней детализации;
- структура объекта (расчленение на части и др.);
- выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
Формирование наблюдательности учащихся:
- постановка цели наблюдения;
- выделение этапов наблюдения;
- фиксирование общего, существенного;
- подведение итогов.
Реализация развивающей функции
Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
Формирование понятий:
- от конкретных операций к общему, абстрактному;
- от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;
- выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;
- установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;
Общение в процессе обучения также подразумевалось раздел учеников на группы.
Для активизации мышления учащихся:
- проблемные учебные ситуации;
- обсуждения, дискуссии;
- задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.;
- «мозговой штурм»
Характер вопросов:
- требующих простого воспроизведения знаний
- побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;
- вскрывающих причинно-следственные связи.
Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
- умение рассуждать (суждения и умозаключения);
- умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
- выделять существенные признаки понятий;
- конкретизировать понятия, связывать их с практикой;
- рефлексивное мышление;
- ошибки при рассуждениях.
Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- абстрактно-логическое;
- визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся.
Выводы
Считаю, что организационная и развивающая функции были реализованы достаточно полно. Урок прошел идеально. Материал соответствовал возможностям школьников.
Психологический анализ урока по истории нового времени.
Лысенко Андрей Игоревич
Класс: 7г школа 62
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Экономическое развитие общества нового времени
Этапы урока | Действия учителя | Реакция учеников |
Организационный момент | непосредственное обращение; подчеркивание значимости информации; | Сосредоточение внимания |
Повторение домашнего задания | Беседа, опрос, за правильный ответ дается смайлик (1 балл) | Ученики отвечают, проявляют активность |
Объяснение нового материала | постановка цели и задач урока ознакомление учащихся с материалом Использование наглядных пособий Презентация | интерес, любопытство, удивление Сосредоточение внимания |
Домашнее задание Сообщение | Записывают | |
Закрепление изученного | Тест | Вызвало возмущение |