Рецензия и отзыв как жанр. языковые конструкции при рецензировании.

Рецензия — жанр журналистики и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского recensio означает просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

Цель отзыва — поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв — этап постижения текста — «эмоциональное погружение в текст». Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер.

Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного. Цель рецензии — дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензент старается раскрыть смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации повествования (особенности композиции произведения), ставит перед собой задачу охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии сюжета. Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству писателя в создании и раскрытии характеров персонажей, выражении авторской позиции, особенностям стиля и метода художника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет убедительными примерами из текста. Поэтому более важной будет информационная составляющая. Оценка в структуру сочинения-рецензии может быть включена так:

1) оценочное предложение находится вначале, далее следует его раскрытие, доказательство;

2) предложения-рассуждения являются аргументами, предвосхищающими, подводящими к оценочному выводу;

3) рассуждение состоят из цепи оценочных и теоретических высказываний, находящихся в причинно-следственных отношениях. В отличие от сочинения-отзыва в сочинении-рецензии аргументы, раскрывающие высказанную авторскую оценку, могут не иметь эмоционально-оценочного оттенка.

Объем рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор). Рецензия не должна быть очень длинной или слишком короткой, иначе читателям будет скучно ее читать, либо они не получат достаточной информации о фильме. Удачный размер рецензии — от двух до семи абзацев по 5-6 строк в каждом (для 12-ого размера шрифта в Microsoft Word).

Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за определенный промежуток времени. Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях – искусства, науки, публицистики и т.п. Главные задачи рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

Приблизительная структура рецензии:

  • тема или наименование рецензируемой работы;
  • ее автор;
  • актуальность и правильность выбранной темы;
  • удачность обзора литературы;
  • использование системы доказательств;
  • полнота раскрытия проблемы;
  • результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;
  • наличие четких выводов;
  • использование научного аппарата;
  • качество оформления работы;
  • недостатки, имеющиеся в работе;
  • вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).

Итак, работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

Рецензия на книгу


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: