Регистрация результатов реакции райта

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ,

МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА

Учебно-методическое пособие для студентов

II курса стоматологического факультета

ЧАСТЬ II

Краснодар

УДК 578 + 579]: 611.31 (075.8)

ББК 52.64

М 59

Составители:

доцент кафедры микробиологии КубГМУ, к.б.н. Ф.Ш. Сиюхова;

Под редакцией: Ф.Ш. Сиюховой

«Микробиология, вирусология, микробиология полости рта»: учебно-методическое пособие для студентов II курса стоматологического факультета.

Краснодар, КМИ, 2017. – 120 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 31.05.03 Стоматология, с примерной программой по дисциплине «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» и с действующей учебной программой курса микробиологии, иммунологии, вирусологии КМИ по обучению студентов стоматологов.

Предназначено для студентов II курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для успешного освоения дисциплины, формирования грамотного специалиста.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» раскрывает содержание лабораторных работ, знакомит с основными методами микробиологической диагностики, стерилизации, дезинфекции; биологией возбудителей, специфической профилактикой и лечением инфекционных поражений полости рта. Цельюявляется знакомство студентов-стоматологов, обучающихся на кафедре микробиологии с тематикой лабораторных занятий, порядком проведения микробиологической диагностики инфекций, вопросами к занятию, определяющими основной подход к теоретической подготовке студента, позволяющий успешно провести лабораторную работу, понять суть изучаемого явления, подготовиться к теоретическому экзамену и дальнейшему изучению клинических предметов. Пособие также содержит дополнительный материал по ряду разделов.

Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» содержит методические разработки по проведению лабораторного практикума по полутора модулям, из 5 предусмотренных учебно-методическим комплексом, разработанным кафедрой микробиологии КубГМУ. В частности содержит методические рекомендации по лабораторному практикуму модуля IV: «Частной медицинской микробиологии» и второй части модуля V: «Клиническая микробиология полости рта».

Учебно-методическое пособие рекомендуется для использования при подготовке к лабораторным занятиям. Для эффективного изучения учебного материала в первую очередь необходимо ознакомиться с планом лабораторного занятия и контрольными вопросами, изложенными в пособии. Затем с помощью лекционного материала, учебной литературы и приложений к занятиям настоящего издания изучить теоретический материал. После этого с помощью данного пособия следует ознакомиться с порядком выполнения лабораторной работы, оформить протокол в рабочей тетради.

Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» рекомендована для студентов II курса стоматологического факультета в IV семестре обучения на кафедре микробиологии.

Часть II пособия изложена на 120 страницах, состоит из введения, полутора модулей, вопросов к итоговому контролю по ним.

ВВЕДЕНИЕ

Микробиология, вирусология, микробиология полости рта является фундаментальной наукой, предметом, которой является изучение микроорганизмов в жизнедеятельности человека в норме и патологии. Это и раскрывает актуальность знания микробиологии каждым врачом-стоматологом.

Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» содержит материал по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по 1,5 модулям и представлена: модулем IV — Частной медицинской микробиологией и частью II (частной) модуля V — Клинической микробиологией полости рта. Пособие позволяет системно, последовательно изучать теорию, осваивать методологию предмета, что необходимо для успешного усвоения дисциплины. Приведенные в пособии методические разработки по всем предусмотренным IV семестром обучения по дисциплине: «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» занятиям позволяет студенту не только познакомиться с методами микробиологической диагностики инфекций, порядком проведения экспериментов, но и сориентироваться в теории, которая будет использована на занятии. Пособие систематизирует самостоятельную работу по подготовки к занятию, делая ее целостной и направленной, что необходимо, учитывая сложность и обширность предмета.

Знания по дисциплине: «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» являются базой для таких предметов, как: патофизиология, иммунология, бактериальные и вирусные инфекционные болезни, туберкулез, дерматовенерология, акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, травматологии и ортопедии, профилактики стоматологических заболеваний, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической.

МОДУЛЬ IV

ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

МИКРОБИОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

Дата________________

Тема: ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЧУМЫ, БРУЦЕЛЛЕЗА

План занятия

1. Возбудитель чумы. Морфология — демонстрация готовых препаратов-мазков.

2. Приготовление, окраска и микроскопия препаратов-мазков из убитых культур бруцелл.

3. Бактериологическая диагностика бруцеллеза. Выделение гемокультуры (разбор).

4. Серологическая диагностика бруцеллеза. Реакция Райта. Регистрация результатов реакции Райта.

5. Ускоренный метод серологической диагностики бруцеллеза – реакция Хеддлъсона и др.

6. Аллергическая диагностика бруцеллеза. Постановка пробы Бюрне (разбор).

7. Знакомство с иммунопрепаратами, применяемыми для диагностики, профилактики и лечения чумы, бруцеллеза (диагностикумы, аллергены, вакцины, сыворотки).

Методические указания

1. Возбудитель чумы. Морфология — демонстрация готовых препаратов-мазков.

Промикроскопировать готовые препараты-мазки возбудителя чумы и зарисовать в рабочую тетрадь. Обратить внимание на морфологию и тинкториальные свойства микроорганизма.

3. Приготовление, окраска и микроскопия препаратов-мазков из убитых культур бруцелл

Приготовить, окрасить по Граму и промикроскопировать препарат из убитой культуры бруцелл. Обратить внимание на размеры микроорганизмов.

Рис.1. Yersinia pestis, окраска по Граму Рис. 2. Yersinia pestis окраска метиленовой синью

4. Серологическая диагностика бруцеллеза. Реакция Райта. Регистрация результатов реакции Райта

Поставить реакцию Райта с сывороткой больного бруцеллезом по классической схеме пробирочной реакции агглютинации. Диагностический титр реакции Райта — 1:200.

Зарегистрировать в таблице результаты реакции Райта. Сформулировать и записать вывод: указывают ли результаты реакции на наличие заболевания бруцеллезом у данного больного?

Регистрация результатов реакции Райта

Разведения сыворотки 1:50 1:100 1:200 1:400 1:800 Контроль
Результат реакции

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Ускоренный метод серологической диагностики бруцеллеза – реакция Хеддлъсона и др.

На стекле размечают карандашом 4 квадрата размером 3×3 см каждый. Микропипеткой наносят в квадраты капли сыворотки объемом 0,04, 0,02 и 0,01 мл, в последний квадрат одну каплю (0,03 мл) физиологического раствора (контроль). В каждую каплю другой микропипеткой добавляют по 0,03 мл бруцеллезного диагностикума. Перемешивают капли стеклянной палочкой пли петлей, начиная с контрольной капли и идя от меньших количеств сыворотки к большим. Слегка подогревая и покачивая стекло, наблюдают за появлением агглютинации, которая должна наступать в течение 5 минут.

Оценка реакции: агглютинация только в первой капле – реакция сомнительная; агглютинация в первой и второй каплях – реакция положительная; агглютинация во всех трех каплях – реакция резко положительная.

Примечание:Реакция Хеддльсона имеет только скрининговое, ориентировочное значение. В случае ее положительного результата необходимо ставить более надежные серологические реакции (Райта, РПГА, ИФМ) и/или аллергическую пробу Бюрне.

Зарисовать реакцию Хеддльсона с указанием доз сыворотки в каждой капле.

Елена Малышева. Бруцеллез


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: