Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учёта предложенной системы оценивания сочинений. Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма.

Критерии 1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию 1 или 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным

критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания
К 1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно — 2 б.
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему,
коммуникативный замысел сочинения прослеживается 1 б.
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается — 0 б.
К 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение
на основе не менее одного произведения отечественной или мировой
литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень
его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа
текста в единстве формы и содержания.
Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием
литературного материала (ошибка в написании автора и названия
произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении
сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т. п.) – 2 б.
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал,
но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного
произведения,
и/или ограничивается только пересказом художественного произведения,
и/или допущены 2—4 фактические ошибки, связанные со знанием
литературного материала — 1 б.
Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе,
не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок — 0 б.
К 3. Композиция и логика рассуждения
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью
изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых
частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов — 2 б.
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части
логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть
нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть
нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается — 1 б.
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного,
или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна — 0 б.
К 4. Качество письменной речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику
и различные грамматические конструкции, при необходимости
уместно употребляет термины, избегает штампов — 2 б.
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется
бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 1 б.
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла,
или сочинение написано бедным, примитивным языком,
или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами — 0 б.
К 5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход
к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли,
или неожиданные и, вместе с тем, убедительные аргументы,
или свежие наблюдения и проч.)
или яркость стиля — 1 б.
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления,
и/или творческого, нестандартного подхода,
и/или оригинальности стиля — 0 б.
К 6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок — 2 б.
Допущены 3—4 речевые ошибки — 1 б.
Допущено 5 и более речевых ошибок — 0 б.
К 7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка –3 б.
Допущены 2—3 орфографические ошибки — — 2 б.
Допущено 4—5 орфографических ошибок — 1 б.
Допущено более 5 орфографических ошибок — 0 б.
К 8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка – 3 б.
Допущены 2—3 пунктуационные ошибки — 2 б.
Допущено 4—5 пунктуационных ошибок — 1 б.
Допущено более 5 пунктуационных ошибок — 0 б.
К 9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок — 2 б.
Допущены 3—4 грамматические ошибки — 1 б.
Допущено 5 и более грамматических ошибок — 0 б.
К 10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют — 1 б.
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (1 и более) — 0 б.
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ — 20

Итоговое сочинение. Советы 100-балльника. Часть 1: критерии оценивания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: