Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учёта предложенной системы оценивания сочинений. Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма.
Критерии 1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию 1 или 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным
критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания |
К 1. Соответствие теме |
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно — 2 б. |
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, |
коммуникативный замысел сочинения прослеживается 1 б. |
Сочинение не соответствует теме, |
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается — 0 б. |
К 2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение |
на основе не менее одного произведения отечественной или мировой |
литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень |
его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, |
проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа |
текста в единстве формы и содержания. |
Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием |
литературного материала (ошибка в написании автора и названия |
произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении |
сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т. п.) – 2 б. |
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, |
но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного |
произведения, |
и/или ограничивается только пересказом художественного произведения, |
и/или допущены 2—4 фактические ошибки, связанные со знанием |
литературного материала — 1 б. |
Сочинение написано без привлечения литературного материала, |
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, |
не становясь опорой для рассуждения, |
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок — 0 б. |
К 3. Композиция и логика рассуждения |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью |
изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых |
частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов — 2 б. |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части |
логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть |
нарушения последовательности и необоснованные повторы, |
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть |
нарушения композиционной связи между смысловыми частями, |
и/или мысль повторяется и не развивается — 1 б. |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, |
или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна — 0 б. |
К 4. Качество письменной речи |
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику |
и различные грамматические конструкции, при необходимости |
уместно употребляет термины, избегает штампов — 2 б. |
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется |
бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 1 б. |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, |
или сочинение написано бедным, примитивным языком, |
или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами — 0 б. |
К 5. Оригинальность сочинения |
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход |
к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, |
или неожиданные и, вместе с тем, убедительные аргументы, |
или свежие наблюдения и проч.) |
или яркость стиля — 1 б. |
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, |
и/или творческого, нестандартного подхода, |
и/или оригинальности стиля — 0 б. |
К 6. Речевые нормы |
Допущено не более 2 речевых ошибок — 2 б. |
Допущены 3—4 речевые ошибки — 1 б. |
Допущено 5 и более речевых ошибок — 0 б. |
К 7. Орфографические нормы |
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка –3 б. |
Допущены 2—3 орфографические ошибки — — 2 б. |
Допущено 4—5 орфографических ошибок — 1 б. |
Допущено более 5 орфографических ошибок — 0 б. |
К 8. Пунктуационные нормы |
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка – 3 б. |
Допущены 2—3 пунктуационные ошибки — 2 б. |
Допущено 4—5 пунктуационных ошибок — 1 б. |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок — 0 б. |
К 9. Грамматические нормы |
Допущено не более 2 грамматических ошибок — 2 б. |
Допущены 3—4 грамматические ошибки — 1 б. |
Допущено 5 и более грамматических ошибок — 0 б. |
К 10. Фактическая точность в фоновом материале |
Фактические ошибки отсутствуют — 1 б. |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (1 и более) — 0 б. |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ — 20 |