Религии в современном мире

Происхождение религии

Богословско-теологический подход Материалистический подход
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Это особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественой связи человека с Богом Религия является продуктом развития человеческого сознания. Она возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека. Полностью зависимого от стихийных сил природы. Которые он обожествлял.

Главные признаки религии

1)Вера в сверхъестественное

2) Организованное поклонение высшим силам

3)Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

Религиозная вера:

1. Выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

2. Выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Включает в себя:

1. Нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

2. Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;

3. Веру в боговдохновенность детельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.д.;

4. Веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви 9крещение, молитва, пост, богослужение и т.д.);

Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира:

Разновидности культа:

Магия (колдовство) Умилостивительный культ
Комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов Комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу

Атрибуты религиозного культа:

Объект Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни
Субьект Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство – шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид
Средства культовой деятельности Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, мандала и т.д.)
Способы Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать
Культовые акты Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
Результат Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

Ранние формы религии

Форма религии Ее сущность
Тотемизм Поклонение какого либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией.
Фетишизм Религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т.п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
Анимизм Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные , растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий.

Религии в современном мире

1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

2. Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм)

3. Мировые религии (буддизм, христианство (католичество, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм))

Признаки мировых религий:

  • Огромное число последователей во всем мире
  • Эгалитарность – проповедь равенства всех людей, обращение к представителям всех социальных групп
  • Пропагандистская активность и прозелитизм – стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания
  • Космополитичность: носят меж – и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Церковь – социальный институт общества, религиозная организация. В основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Факторы, способствующие образованию церкви: общее вероучение, религиозная деятельность (культовая, внекультовая). Церковь, как социальное явление – система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих.

Функции религии:

1. Мировоззренческая – задает «предельные» критерии, абсолюты. С точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

2. Компенсаторная (терапевтическая) восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

3. Коммуникативная – обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т.д.

4. Регулятивная – упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

5. Интегрирующе-дезинтегрирующая – Интегрирующая — объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом 9интегрирующая функция).

Дезинтегрирующая – разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и в поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)

6. Культуротранслирующая – Способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

7. Легитимирующе-разлегитимирующая – узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические. Правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот. Утверждает неправомерность каких-либо из них (разлегитимирующая функция).

Нужна ли религия на современном этапе развития общества?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: