Социально-психологические характеристики учебного класса.

Характеристика 5 «Б» класса.

1.Общие сведения об учебном классе и история его оформления, композиционная подструктура учебного класса:

В 5 «Б» классе учится 25 человек: 14 девочек и 11 мальчиков. Список класса:

1.Ахметова Гузель

2. Валеев Данил

3. Галиуллин Искандер

4. Джусупова Айдана

5. Захарова Елена

6. Киямова Миляуша

7. Кузнецов Никита

8. Мишин Константин

9. Мозохин Михаил

10. Мухаметгалимова Камилла

11. Сагиров Булат

12. Самиев Рузаль

13.Столяров Дмитрий

14. Фаляхов Айдар

15. Хабибуллин Инсаф

16. Хамзина Руслана

17. Хасанова Дина

18. Шаймарданова Алиса

19. Шайхелова Эльвира

20. Шигапова Айзиля

Класс был сформирован в 2011 году, после окончания начальной школы. Смены классных руководителей после формирования класса не происходило. При написании общих данных я применила следующие методы научной психологии: наблюдение, анализ документов, беседа.

2.Содержание и характер учебной деятельности учебного класса:

Для 5 «Б» характерна хорошая успеваемость: наиболее часто получаемые оценки- 4 и 5.Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой. Учащиеся 5 «Б» класса очень ответственно относятся к учебе, как правило, усердно выполняют домашние задания, на уроках они сосредоточенны, внимательны, активны. Успехи или неудачи в учебе отдельных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.

Если у кого-то из учеников возникают трудности в изучении какой-либо темы, успешные ученики стараются помочь усвоить материал менее успешным, разъясняя наиболее сложные моменты темы. Несмотря на то, что учащиеся 5 «Б» класса используют шпаргалки, они не списывают друг с друга проверочные работы, каждый работает самостоятельно, у каждого свои ошибки. При описании содержания и характера учебной деятельности класса мною были применены такие методы научной психологии, как наблюдение, анализ документов, беседа.

Социально-психологические характеристики учебного класса.

А) Внутригрупповые межличностные отношения:

Учащиеся 5 «Б» класса контактные, чуткие дети, проявляют дружескую заботу, уважение, помогают друг другу, требовательны друг к другу.Говоря о внутригрупповых межличностных отношениях, следует отметить, что 5 «Б» сплоченный класс. При проведении социометрической анкеты (вопрос «Кого бы вы хотели пригласить на новый год?»; «Кого бы вы не хотели пригласить на новый год?») было выявлена 21 положительная взаимная связь (см. Приложение №3). Ахметова Гузель получила больше всех положительных выборов-7 и Валеев-5, а также Галиуллина, Джусупову, Захарова, Мишина, Мозохина, Сагирова, Столярова, Фаляхова выбрали 4 человека. Из 21 положительной взаимной связи можно выделить: одну группировку из 4 человек: Ахметова- Джусупова- Захарова-Столяров. Они состоят в школьном танцевальном ансамбле, участвуют в различных конкурсах вместе, выступают на школьных концертах. Также было выявлено 2 группировки по 3 человека: 1. Валеев-Галиуллин-Кузнецов: входят в актив класса и являются помощниками классного руководителя; 2.Мишин-Мухаметгалимов-Сагиров: хорошо рисуют, принимают участие в создании стенгазет, школьных уголков, различных плакатов, украшении помещений на время проведения школьных праздников.

Исходя из социометрической анкеты в 5 «Б» 9 взаимных положительных связей по 2 человека: 1.Галиуллин-Мозохин; 2.Киямова-Шайхелова; 3. Хамзина-Мозохин; 4. Сагиров-Фаляхов; 5. Самиев-Хабибуллин; 6.Столяров-Хамзина; 7. Шаймарданова-Фаляхов; 8.Джусупова- Сагиров; 9.Шигапова-Ахметова. Многие из них дружат еще с начальной школы, некоторые дружат с детства, кого-то объединяют общие интересы: рисование, музыка, футбол.

По одному отрицательному голосу получили Фаляхов, Шигапова. Они проголосовали друг против друга. Причина заключается в том, что Шигапова очень вспыльчивый человек и вместе с тем очень обидчивый, часто грубит одноклассникам. Дело в том, что Шигапова из неблагополучной семьи, что и наложило отпечаток на ее поведение. Сравнительно недавно между ней и Фаляховым произошел серьезный конфликт. Классный руководитель вместе с участниками конфликта попыталась разобраться в сложившейся ситуации, учащиеся сделали выводы, но взаимная обида пока не забылась. В 5 «Б» девочек больше, чем мальчиков, но несмотря на это, мальчики очень дружны с девочками. При написании социально-психологической характеристики учебного класса я применяла следующие методы научной психологии: наблюдение, анализ документов, беседа, социометрия, тестирование (Приложение №3).

Б) Групповые устремления и мнения группы:

Основываясь на методике М. Рокича «Ценностные ориентации» (См. Приложение №2) можно сделать вывод, что для учащихся 5 «Б» класса наиболее важны следующие терминальные ценности: первое место было отдано здоровью; на втором месте сразу две ценности: материально-обеспеченная жизнь(109) и счастливая семейная жизнь; 3. интересная работа; 4. любовь; 5. наличие хороших и верных друзей; 6. cвобода; 7. уверенность в себе; 8. творчество; 9. общественное признание; 10. полнота и эмоциональная насыщенность жизни; 11. развитие; 12. продуктивная жизнь; 13. познание; 14. Жизненная мудрость; 15. счастье других; 16.красота природы и искусства; 17.развлечения.

То есть, главной терминальной ценностью для учащихся 5 «Б» класса выступает здоровье. Далее учащиеся отдают приоритет материально-обеспеченной, счастливой семейной жизни. Интересная работа также является одной из важных ценностей для ребят. Такие ценности, как любовь, наличие хороших и верных друзей учащиеся размещают в первой пятерке ценностей. При написании данного пункта были применены такие методы научной психологии, как беседа, опрос, наблюдение, тестирование (приложение 2).

Инструментальные ценности были распределены учащимися в таком порядке: 1. Рационализм; 2. Образованность; 3. Жизнерадостность; 4. Воспитанность; 5. Независимость; 6. Ответственность; 7. Смелость в отстаивании своего мнения; 8. Твердая воля; 9. Эффективность в делах; 10. Самоконтроль; 11. Широта взглядов; 12. Честность; 13. Чуткость; 14. непримиримость к недостаткам в себе и других; 15. Аккуратность; 16. Исполнительность; 17. Высокие запросы; 18.терпимость. При написании данного пункта были применены такие методы научной психологии, как беседа, опрос, наблюдение, тестирование (приложение 2).

беседа, опрос, наблюдение, тестирование (приложение 2). Таким образом, наивысшей инструментальной ценностью для ребят выступает рационализм. Очевидно стремление учащихся обладать высокой общей культурой, быть жизнерадостными людьми. 5 «Б» ставит перед собой цель стать воспитанными, независимыми, дисциплинированными, толерантными, ответственными членами общества. Наименее ценными оказались высокие запросы и терпимость. То есть, для детей не характерны высокие притязания к жизни, но они с настороженностью относятся к взглядам и мнениям других, не станут прощать другим их ошибки и заблуждения.

В) Групповые настроения группы:

Методика «Оценка психологического климата коллектива» показала, что для 5 «Б» характерен средний психологический климат — 20, 15 баллов. Как и в любом классе в 5 «Б» могут возникнуть разногласия, способные привести к ссоре. Бывают ситуации, когда каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. В этом случае на помощь учащимся приходит классный руководитель. Ольга Николаевна Мокеева обладает удивительной способностью сглаживать конфликты, учащиеся очень уважают ее мнение и прислушиваются к ее словам. В целом учащимся 5 «Б» класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, сотворчество увлекает всех без исключения. Примененные методы научной психологии: наблюдение, беседа, тестирование (приложение 1).

Г) Групповые традиции.

В 5 классе существует традиция поздравлять именинников. Это может быть: посвящение песни, стихотворения, демонстрация поздравительного ролика, показ сценки. Учащиеся проявляют интерес к спорту. Кузнецов Никита, Мишин Константин, Мозохин Михаил занимаются баскетболом, участвуют в различных соревнованиях, защищая честь школы. Ахметова Гузель, Джусупова Айдана, Захарова Елена занимаются в танцевальном кружке, выступают на школьных концертах, участвуют в танцевальных конкурсах. Киямова Миляуша, Хамзина Руслана занимаются вокалом, принимают участие в школьных мероприятиях. Примененные методы научной психологии: наблюдение, беседа, опрос, анализ документов

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: