Состояния средствами физической культуры

Дата проведения:_____________

Цель работы:

1.Овладеть простейшими методами самооценки усталости и утомления.

2. Ознакомиться с методикой диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН).

3. Овладеть основами релаксационной гимнастики.

Приборы и оборудование:опросник САН, карандаши, гимнастические коврики.

Задание:Определите с помощью различных методов уровень Вашей усталости и утомления на текущий момент.

Основные понятия

Работоспособность –это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в сочетании. Эти факторы делят на три основных группы: 1) физиологического характера (состояние здоровья, ССС и дыхательной систем и др.); 2) физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3) психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.).

Утомление- временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях: 1) поведенческом — снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; 2) физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов; 3) психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциональных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц.

Ход выполнения работы

1. На основании анализа субъективных ощущений и представленных в табл.4 симптомов утомления сделайте вывод о наличие или отсутствии у Вас признаков переутомления.

Таблица 4

Краткая характеристика степени переутомления

При умственном труде

Симптом Степень переутомления
начинающаяся легкая выраженная тяжелая
Снижение дееспособности мало выражено заметно выражено выражено резко выражено
Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью частично незначительно
Эмоциональные изменения временное снижение интереса к учебе временами неустойчивость настроения раздражительность угнетение, резкая раздражительность
Расстройство сна труднее засыпать или просыпаться постоянно трудно засыпать или просыпаться сонливость днем бессонница
Снижение умственной работоспособности нет труднее сосредоточиться временами забывчивость заметное ослабление внимания, памяти
Вегетативные нарушения временами ощущения тяжести в голове часто ощущения тяжести в голове временами головные боли, снижение аппетита частые головные боли, потеря аппетита

2. Проведите диагностику оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), обработайте полученные данные с помощью «ключа», внесите данные в табл.4.1, проанализируйте результаты.

Опросник для проведения диагностики состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них:

u Самочувствие (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26);

u Активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28);

u Настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).

Показатели самочувствия, активности и настроения вычисляются следующим образом.

Вначале необходимо перевести зачёркнутые цифры в соответствующие им оценочные баллы.

Для показателей самочувствия и настроения они шифруются по шаблону № 1:

цифры опросника — 3 2 1 0 1 2 3

Средства физической культуры в регулировании психоэмоц. и функц-го состояния студ-в (Красулина Н.А.)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: