Создание и развитие систем физической культуры в странах востока

Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника — такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней.

Истоки практики йогов восходят к магии древнейшей религии II в. до н.э. в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Йога буквально означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Основоположником этой религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II в. до н.э.). Его ценное наследие дошло до нас в виде сборников афоризмов под общим названием Драгоценные четки. В такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой определяются следующими восемью ступенями совершенства: строго соблюдать всеобщие моральные заповеди — яма; заниматься (путем самодисциплины) внешним и внутренним очищением — нияма; посредством физических упражнений (принятия поз — асан) стремиться достичь физического здоровья; научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами — пранаяма; уметь управлять своими чувствами (эмоциями) — пратьяхара; научиться в нужный момент сосредоточивать (контролировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) — дхарана; овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло, — дхъяма; достичь состояния самадхи, т.е. слияния с понимаемым каждым по-своему абсолютом (богом, истиной, космосом и т.д.).

В результате многовековых усилий кроме религиозной и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического тренинга, т.е. возникли многие течения йоги, основанные на двигательных действиях. Среди них можно выделить хатха-йогу. Ее относительно подробно описал в IV — V вв. Шилпасатраке в книге Руководство по искусству движений.

Хатха-йога, или физиологическая йога, по своей сути представляет собой метод очищения и укрепления организма с помощью особой системы упражнений. Основными элементами, которые составляют хатха-йогу, являются асаны (позы) и пранаямы (дыхательные упражнения). Кроме этого, выделяют еще методы контроля и воздействия на эмоциональное состояние человека, гигиену, питание и сон.

Развитие хатха-йоги совпало с периодом расцвета медицины в Древней Индии, которая более чем на тысячу лет раньше У. Гарвея знала законы кровообращения, объясняла роль микробов в возникновении болезней. Поэтому не случайны различные асаны в системе йога, воздействующие на системы организма.

В XIII в. система хатха-йога, состоявшая из статичных асан, пополнилась течениями, где уже были динамические упражнения. Эти течения назывались дандалок и баскик. Заметную роль в этом сыграл пророк провинции Пенджаб гуру Нанак (1469 — 1538). Следует заметить, что в отличие от христианства религия средневековой Индии не была противником физических упражнений, и йоги в частности. Напротив, она активно и положительно влияла на практику йоги, основанной на движениях.

В учении йогов много по-настоящему ценного, полезного для людей. Опыт ее применения изучается и совершенствуется в наше время на уровне научно-исследовательских институтов. На этой основе создается более совершенная система. В частности, разработана йога для здоровья (Р. Хитлман, 1991), многие упражнения йоги находят свое применение и в современном физическом воспитании школьников. Но здесь часто речь идет о внешнем сходстве асан с современными физическими упражнениями.

Быть или не быть восточным единоборствам в современном мире — вопрос решенный. Они есть и будут. В странах Востока живы традиции кэмпо, они стали достоянием и многих стран мира.

Нельзя принимать на веру рассказы о полной неуязвимости и экстрасенсорных способностях патриархов кэмпо, живших в древности и Средневековье. Их деяния, окруженные ореолом романтичности, скорее следует отнести к сохранившимся легендам и мифам. Однако не секрет, что и в наше время индийские йоги ложатся под грузовик, едят битое стекло, ходят по раскаленным углям и лезвиям мечей, что китайские врачи и их коллеги во всем мире лечат посредством акупунктуры (иглоукалывания), а японские и китайские мастера высшего класса подставляют грудь под острие копья, руки под лезвие меча и т.п. Секрет заключается в том, как они этого достигают. И дело здесь не в сверхъестественных силах, а в самом человеке, в бесконечных, до конца не познанных возможностях его организма. Восточные единоборства дают богатый материал к познанию человека, его физических возможностей, резервов его психофункциональных систем.

В истории есть множество примеров, когда кэмпо служило общественно полезным, благородным целям. В то же время известно и использование его как орудия зла. Необходимо поэтому различать кэмпо как орудие насилия и кэмпо как феномен культуры, как часть мировоззрения. Преклонение перед восточной мудростью столь же неправомерно, как и огульное ее отрицание.

Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны. Корейцы, например, требуют от европейцев строгого соблюдения всех традиций и обычаев, связанных с таэквондо. Человек, не имеющий определенного костюма, стоящего, между прочим, около 100 долларов США, к соревнованиям или сдаче экзаменов не допускается. А тот, кто претендует на мастерскую степень, должен также иметь особый костюм, выполнять соответствующие ритуалы, после каждого упражнения обязательно выкрикивать таэквон, в совершенстве знать терминологию, помнить биографии известных мастеров, теорию и историю этого единоборства вплоть до мельчайших подробностей. Японская борьба сумо, имеющая более чем двух-тысячелетнюю историю, и в настоящее время является популярнейшим видом спорта, в котором неукоснительно соблюдаются средневековые обычаи этого ритуального единоборства.

http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Part4-27.php

Спорт страны Советов ☭ Документальный фильм об истории в СССР развития физического воспитания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: