Способы создания элементов трехмерных моделей

Создание 3D-модели начинается с основания. Выбирается базовая плоскость основания создаваемой детали и плоскость построения его эскиза (могут быть выбраны стандартные плоскости: фронтальная, горизонтальная, вертикальная). На этой плоскости вычерчивается эскиз. Контур должен определять форму всего основания, но не быть очень сложным (например, не рекомендуется учитывать фаски и скругления, которые могут быть получены соответствующими операциями при последующих построениях). Требования к эскизам: контур должен отображаться стилем линии Основная, контуры в эскизе должны быть замкнуты, не должны пересекаться и накладываться. Необходимо определить эскиз, то есть проставить все размеры, взаимосвязи и ограничения элементов эскиза (часто в САПР цвет линий эскиза изменяется в соответствии с его определенностью: недоопределенный — синий, определенный – черный, переопределенный – красный).

Выдавливание контура в заданном направлении осуществляется с помощью команды Бобышка-Вытянуть, которая позволяет выдавливать контур в определенном направлении. При этом возможны различные варианты, которые обеспечиваются наложением граничных условий: выдавливание на заданную длину; выдавливание тонкостенного элемента; выдавливание с уклоном под заданным углом; выдавливание до указанной поверхности.

Команда Вырез-Вытянуть аналогична команде Бобышка-Вытянуть, но, в отличие от последней, обеспечивает не добавление, а вычитание материала, например: вырез на расстоянии от заданной поверхности; вырез через все тело детали; вырез с уклоном.

Команда Повернуть создает основание, бобышку или вырез путем поворота эскиза вокруг осевой линии. Возможны следующие варианты: бобышка, повернутая на 360 градусов (по умолчанию); бобышка, повернутая как тонкостенный элемент; вырез, повернутый на неполный оборот.

При использовании команды По траектории создается основание, бобышка, вырез или поверхность путем перемещения профиля (сечения) по заданному направлению. Направлением может быть кривая или кромка модели. Витки твердотельной модели сверла создаются при вращении эскиза сечения сверла по направляющей кривой. В этом случае сечение всегда остается перпендикулярным заданному направлению. Резьба на твердотельной модели болта представляет собой элемент Вырез — По траектории, причем направляющей вращения сечения является спираль с заданными диаметром и шагом витков. Твердотельная модель пружины создается путем перемещения окружности, являющейся сечением пружины по заданному направлению с шагом витков пружины.

Команда По сечениям создает твердотельную модель путем построения переходов между профилями. Элемент по сечениям может быть основанием, бобышкой, вырезом или поверхностью и создается с помощью двух или нескольких профилей. Точками могут быть только первый, последний или первый и последний профили.

Команда Скругление позволяет создавать скругления на выбранных кромках модели. Возможны следующие варианты: скругление постоянного радиуса на всех кромках выбранной грани; скругление по заданной линии сопряжения.

Команда Фаска создает скос на выбранных кромках и вершинах модели. Существует три метода создания фасок: по заданным углу и длине фаски; по расстояниям от каждой стороны кромки фаски; по расстояниям от указанной вершины.

Команда Отверстие создает различные типы элементов отверстий в модели. Отверстие размещается на любой плоской грани модели.

Команда Оболочка делает деталь полой, оставляя открытыми выбранные грани и тонкие стенки на остальных гранях. Толщина стенок может быть постоянной или переменной.

Команда Линейный массив создает несколько копий выбранного элемента или элементов вдоль одного или двух направлений.

Команда Круговой массив создает несколько копий одного или нескольких элементов через одинаковый интервал вокруг оси.

Команда Зеркальное отражение копирует выбранные элементы или все элементы, зеркально отражая их относительно выбранной плоскости или грани.

При создания модели твердого телa сочетaются комбинaции всех пеpечисленных способов. Пpи необходимости во вpемя paботы возможно введение вспомогaтельных плоскостей (смещенных на расстояние, под углом, касательной к поверхности и др.) и осей для использовaния их в дaльнейших постpоениях.

Пapaметpы всех создaнных констpуктивных элементов доступны для изменения: в любой момент paботы можно изменить пpоизвольный пapaметp эскизa или бaзового телa и выполнить зaтем полную пеpестpойку модели. Кpоме создaния моделей твёpдых тел, существует возможность постpоения paзличных повеpхностей. Они могут быть импоpтиpовaны из любой внешней системы или постpоены теми же способaми, что и твёpдые телa (выдaвливaние, вpaщение, по сечениям и т.п.). Допускaется получение слепкa любой из повеpхностей уже постpоенного твеpдого телa.

Имеется модуль проектирования листовых деталей, обеспечивающий поддержку подрезов, определяемые пользователем таблицы гиба, множественные линии гиба и т.д.

Детали из листового металла можно создавать путем добавления сгибов. Для этого необходимо определить деталь как деталь из листового металла. Перед добавлением сгибов с помощью команды должен быть создан эскиз линии, определяющей сгиб, задать радиус сгиба. Можно получить вид детали из листового металла в плоском состоянии. Можно создать сгиб практически в любом месте детали.

Способ графического редактирования, как показал опыт, рационально использовать в следующих случаях: когда в чертежах многократно повторяются графические фрагменты (например, в схемах), когда в чертежи приходится неоднократно вносить изменения, причем доля изменяемой части относительно незначительна, в комплексе с методом графического программирования.

Способ графического программирования

Необходимо предварительно разработать и отладить программу на специальном языке программирования, предназначенном для этой цели. Результатом работы такой программы являются, кроме числовых величин, графические изображения. Создавать программу для вычерчивания единственного изображения нерационально. Однако этот способ эффективен в тех случаях, когда проектируется большое количество однотипных объектов.

Основные задачи, которые необходимо решить при создании графической программы:

— классификация и группирование объектов проектирования с присвоением каждому объекту оригинального кода;

— анализ объектов проектирования в каждой группе и определение групп, для которых рационально использование способа графического программирования;

— разработка для каждой выбранной группы унифицированного графического изображения, включающего все элементы форм, имеющиеся у всех объектов группы (например, для деталей машиностроения в каждой группе разрабатываются комплексные детали, включающие все характерные поверхности, встречающиеся у всех деталей группы), причем все размеры на этом изображении обозначаются буквенно-цифровыми символами (такое изображение называется параметризованным чертежом);

разработка алгоритмов графических программ с помощью специальной словарной записи (псевдокода) или специальных графических изображений (блок-схем алгоритмов);

— разработка, отладка и тестирование графических программ для вычерчивания любых изображений каждой группы.

Для использования созданной графической программы проектировщик определяет код создаваемого графического изображения, с помощью которого осуществляется адресация к соответствующей графической программе, обеспечивающей вычерчивание требуемого изображения. Работа пользователя с программой ведется в режиме диалога на естественном языке: программа задает вопросы или просит пользователя выполнить определенные действия, что не требует высокой квалификации разработчика в области САПР. При этом очень часто способ графического редактирования используют для корректировки (обогащения) изображения, полученного способом графического программирования. Современные САПР имеют специальные программные средства, позволяющие разрабатывать графические программы. В САПР создают библиотеки таких программ (например, для вычерчивания типовых конструкторских элементов чертежей, крепежных изделий, изображений подшипников и др.).

Приемы моделирования деталей в Компас 3d. Приклеивание формообразующих элементов. Урок 44


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: