Сущность психофизической подготовки

Введение

Профессиональная направленность физического воспитания предполагает осуществление специальных мероприятий, содействующих адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности; формирование специальных профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков, которые необходимы в конкретной профессиональной деятельности; профилактику профессиональных вредностей.

Психологические,физиологические и гигиенические трудности профессионального труда учителя заключаются в специфике объекта педагогической деятельности. Объектом педагогической деятельности учителя в школе является ребенок, находящийся в стадии роста, наиболее активного физического и интеллектуального развития. Содержание педагогического труда определяется учебными программами, формы и методы его организации зависят от каждодневной профессиональной подготовки, а результаты постоянно подвергаются общественной проверке. Часто возникают проблемы с недисциплинированными, педагогически запущенными детьми. Труд учителя делится на регламентированный и нерегламентированный. Можно полагать, что если личность учителя не содержит педагогических способностей, не содержит элементов физической культуры, здорового образа жизни, то он не сможет в полной мере осуществить формирование всесторонне развитой личности ребенка. Учитель-спортсмен в школе — фигура, отмеченная ребячьим вниманием, на него стараются походить, с него берут пример. Учащиеся ценят тех учителей, которые, кроме уроков по специальности, могут организовать работу спортивных секций, провести игру на местности, повести в поход и т. д. Отличительным для педагога (по отношению к другим профессиональным видам деятельности) выступает внешний облик, который включает осанку, походку, подвижность, жесты, мимику, манеру одеваться, выражать радость или гнев, выделять сильные стороны или ретушировать недостатки телосложения. Это вытекает из притязаний учащихся к учителю, вызванных ростом общей культуры населения. Бодрость, жизнерадостность,, оптимизм, являющиеся важными качествами учителя, успешно воспитываются в системе физкультурных занятий и могут быть результатом хорошего здоровья и общей физической подготовленности. Характер труда педагога предъявляет высокие требования к его здоровью и состоянию нервной системы. У учителя внимание, нервно-психическая сфера чрезвычайно напряжены и легко ранимы. Отрицательные эмоции, включающиеся в работу учителя, оказывают неблагоприятное влияние на состояние нервной системы. Высокие требования предъявляются к гортани и голосовому аппарату, зрению, слуху. Поэтому учительская деятельность является причиной патологических состояний нервно-психической сферы педагогов, заболеваний у них органов дыхания, зрения, слуха.

В конце рабочего дня многие учителя отмечают усталость, жалуются на головные боли, слабость, отмечают головокружение. Из причин нарушения сна учителя главной считают переутомление, связанное с нерациональным режимом труда, недостаточным пребыванием па свежем воздухе. Не закаленность учителя и повышенные голосовые нагрузки в большинстве случаев приводят к простуде, ларингиту, что также снижает его трудоспособность.

Сущность психофизической подготовки

Психофизическая подготовка — это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования организма, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.

Согласно наблюдениям групповые занятия психофизической тренировкой дают положительные результаты. Даже короткий курс поможет обрести бодрость духа и желание заниматься физической культурой. Занимающиеся овладевают основными навыками самообладания и регуляции функций организма. Эффект увеличивается, если психофизическая тренировка сочетается с приемом минеральных ванн и циркулярного душа. Роль психофизической тренировки особенно велика в условиях резкого сокращения двигательной активности человека. В связи с недостатком движения организм человека испытывает на себе влияние дисгармонии нервных и физических функций. Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья (болезнь, переутомление, стрессовое состояние), провоцируют нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Все это вызывает обострение и осложнения хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, а также изменения в мышцах и соединительной ткани. Тренировка эмоциональной устойчивости и адекватной реакции на различные ситуации усиливает сопротивляемость организма стрессовым воздействиям и способствует общему оздоровлению. Эмоциональная деятельность тесно взаимосвязана с функцией коры головного мозга. Эта связь осуществляется и укрепляется под влиянием психофизической тренировки. Такая подготовка дает возможность занимающемуся не только на время избавиться от чрезмерного нервно-физического напряжения, но и создает необходимость предпосылки для пассивно-активного отдыха для уравновешивания нервных процессов.

Специальная психофизическая подготовка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: