Vii. тема: «публичное выступление»

ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Кафедра языковой коммуникации

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

(на электронном носителе)

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИОВАННОМУ КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Задания для самостоятельной работы студента 1 курса

Факультета «Социальная работа»

Вопросы по лекциям

I. Тема: «Культура речи как учебная дисциплина»

1. Что такое культура речи?

2. Что является предметом культуры речи как учебной дисциплины?

3. В чём состоят её основные задачи?

4. Какова главная цель курса культуры речи?

5. Какие аспекты включает культура речи?

6. Что представляет собой нормативный аспект культуры речи?

7. Какие навыки составляют коммуникативный аспект культуры речи?

8. Как можно охарактеризовать этический аспект культуры речи?

II. Тема: «Язык и речь»

1. Что такое язык?

2. Что представляют собой неязыковые знаковые системы?

3. В чём состоят функции языка?

4. Какие единицы, уровни, разделы языка вы знаете?

5. Что представляет собой литературный язык и его нелитературные разновидности?

6. Как бы вы определили понятие «литературный язык»?

7. В чём различие между литературным и национальным языком?

8. Что такое речь?

III. Тема: «Нормы русского литературного языка»

1. Что такое норма?

2. Какие основные типы норм вы знаете?

3. Как охарактеризовать другие типы норм?

IV. Тема: «Разновидности речи»

1. В чем состоят различия между устной и письменной речью?

2. Расскажите о диалоге.

а) Что такое диалог?

б) Какова его структура?

в) Какие есть типы диалогов?

3. Расскажите о монологе.

а) Что такое монолог?

б) Какова его структура?

в) Какие есть типы монологов?

4. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

5. Какие функциональные стили речи вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.

V. Тема: «Научный стиль речи»

1. Назовите сферу общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль речи.

2. Какие экстралингвистические признаки его вы знаете?

3. Какие языковые средства формируют данный функциональный стиль?

4. Назовите речевые жанры языка науки (устная и письменная форма).

VI. Тема: «Речевое деловое общение»

1. Что такое коммуникация?

2. Что такое речевая коммуникация?

3. Какова структура речевой коммуникации?

4. Цели речевого общения? (Приведите примеры ближайших и долгосрочных целей).

5. Какие вы знаете роли в процессе речевой коммуникации?

6. Перечислите типы вопросов, охарактеризуйте ситуации их целесообразного применения.

7. Перечислите известные вам тактики преодоления коммуникативных барьеров:

§ в зависимости от стилевых характеристик участников общения;

§ в зависимости от психологического типа собеседников;

§ в зависимости от типа речевого поведения собеседника;

8. Какие факторы влияют на улучшение речевого общения:

§ умение своевременно задать соответствующий вопрос или сказать определенную фразу;

§ распознавание собеседника по психологическому типу, по типу речевого поведения;

§ умелое использование вопросов, речевых клише;

§ соблюдение «золотых правил»;

§ соблюдение этики;

§ умение слушать.

9. Что такое коммуникативные барьеры?

10. Назовите и охарактеризуйте коммуникативные барьеры.

11. Что такое барьер характера?

12. Как проявляются стилевые характеристики участников общения? (Стили говорения и стили слушания)

13. Как формируется структура разговора? Как вы понимаете коммуникативный приём установления речевой дистанции (личностной)?

14. Расскажите о роли слушающего, о рефлексивной и нерефлексивной ситуации. Назовите приёмы эффективного слушания.

15. Расскажите о роли слушающего, о рефлексивном и нерефлексивной слушании. Назовите приемы эффективного слушания.

VII. Тема: «Публичное выступление»

1. Что такое публичное выступление?

2. Какова цель публичного выступления?

3. Каковы типовые приёмы разработки текста выступления?

4. Как строится текст публичного выступления? Каков порядок соотнесения основного тезиса и тезисов, раскрывающих его содержание?

5. Какие аргументы можно использовать в тексте публичного выступления в защиту или опровержение того или иного тезиса?

6. Какие виды аргументов целесообразно использовать в своей речи?

7. Каковы правила использования статистических данных?

8. Как следует использовать цитаты?

9. В каком порядке следует расположить аргументы?

10. Какие специальные речевые действия служат установлению и поддержанию контакта выступающего с аудиторией?

а) В чём состоит назначение метатекстовых конструкций?

б) Каковы приёмы диалогизации текста выступления и в чём их роль?

11. Что нужно сделать с написанным текстом выступления для его устной презентации (лексика, синтаксис, морфология)?

12. Каковы логические и интонационно-мелодические закономерности ораторской речи?

13. Как должен быть одет выступающий?

14. Как целесообразно вести себя во время выступления?

КАК НАЧАТЬ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЛЮБУЮ ТЕМУ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: