Военное дело, развитие ремесел.

Культура домонгольской Руси

Культура Киевской Руси стала высшим проявлением и выражением славянской культуры того времени. Она развивалась вместе с государством под влиянием бурного роста ремесел, включения Киевской Руси в систему международных отношений, торговли. Именно она стала общим фундаментом культуры трех близких славянских народов — русских, украинцев и белорусов.

Особенности культуры IX-XIII веков мы знаем с детства. Вспомните любую русскую сказку, мультик и вам сразу станет все понятно. Итак, особенности домонгольской культуры: (читаем и сравниваем со сказками)

  • Преобладание религиозного мировоззрения.
  • Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)
  • Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.
  • Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века ; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Перейдем к более конкретным темам.

Русская азбука.

Наверняка, всем вам с детства знакомы имена Кирилла и Мефодия. Так вот, именно они во второй половине IX века придумали русский алфавит. Разумеется, изначально он был не таким, каким мы видим его сейчас. Сначала братья придумали глаголицу, потом немного изменили ее и новый алфавит назвали кириллицей. Вторая версия алфавита была очень похожа на наш теперешний, но современные буквы упрощены. (Были реформы, проведенные Петром Великим, а также в советские времена)

Просвещение.

Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных людей. Обучение же проводилось монастырями и церквями. Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и прочая литература были на древнерусском.

Литература.

Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

  • «Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.
  • «Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)
  • «Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.
  • «Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.
  • «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

Архитектура.

До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Позже соборы, подобные Софийскому собору в Киеве, строились и в других русских городах.

Политическая раздробленность на Руси способствовала развитию культуры в отдельных княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно застраивалось во времена Андрея Боголюбского (Церковь Покрова на Нерли, Золотые Врата, Успенский собор – все это было построено во Владимире, во второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на Нередице (конец XII века).

До нашего времени дошли многие постройки XII и более поздних веков — храмы, княжеские дворцы, боярские палаты и другие сооружения. Их отличают красота и гармоничность, оригинальность архитектурного замысла и оформления.

Искусство

В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона –Владимирская икона Божией матери. Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси. С принятием христианства претерпели изменения и другие виды искусства — живопись, скульптура, музыка. Принятые из суровой и аскетичной Византии образцы искусства были переработаны, приобрели новые, более жизнеутверждающие качества. Для украшения храмов, княжеских резиденций и боярских домов использовались фрески, мозаики. Совершенствовалось старое искусство резьбы по дереву и камню. Развивалось ювелирное искусство, золотых и серебряных дел мастера создавали подлинные шедевры, украшавшие оклады икон и евангелий, наряды русских красавиц. В музыкальном искусстве характерной особенностью было исполнение различных былин, сказов и песен.

В основе культуры Киевской Руси лежало язычество славян предшествующих эпох. Значительная часть этой культуры была сохранена в виде былин, сказов, обрядовых и лирических песен, традиций и обычаев народной жизни. Изначально славянская культура была открытой, она активно взаимодействовала и перенимала многое из культур тех народов, с которыми Русь воевала, мирилась и торговала.

Принятие христианства.

Огромную роль в развитии общеславянской культуры сыграло принятие христианства. Православие позволило русским войти в круг цивилизованных народов своего времени, наладить с ними культурное взаимодействие. Вместе с христианством на русскую землю пришли византийская письменность и искусство, создавались церковные школы. Ученики XIII в. наряду с молитвами изучали грамоту, «цифирь», коммерческое делопроизводство. Высшим учебным заведением русского средневековья был Киево-Печерский монастырь, готовивший церковных иерархов -игуменов, епископов, митрополитов. Они изучали богословие, греческий язык, церковную литературу и «красноречие». С православием на Русь из Византии пришли каменное строительство, иконопись, настенная живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.

Военное дело, развитие ремесел.

Русские кузнецы умели делать прочные кольчуги из нескольких слоев стальных колечек, кованые латы — «броню», широкую известность получили русские мечи и клинки (сабли). Делали и конские доспехи. Все это позволило сформировать не только легковооруженную конницу, способную на равных бороться со степными воинами, но и тяжелую конницу, которой по силам было тягаться с рыцарской конницей европейцев. В дополнение к лукам появились мощные самострелы. Совершенствовались воинская тактика и стратегия. Городские ремесленники производили практически все необходимые предметы быта и культуры: делали серебряные украшения и посуду, мебель и конскую упряжь, хозяйственные орудия, строили лодки и струги, избы и усадьбы, шили одежду. Рос уровень сельскохозяйственного производства, выращивались новые сорта огородных и садовых культур, заимствованные в Византии, у других соседей.

Быт Киевской Руси.

На селе каждый крестьянин принимал участие в жизни сельской общины — «мира», хорошо знал календарь, погодные приметы, продолжал исполнять многие языческие культы и ритуалы. Он знал земледелие, уверенно ориентировался в лесу, охотился, ловко пользовался топором, умел строить, ухаживать за скотом, готовить, владел военными навыками, мог защитить себя и от набегов степняков, и от несправедливости бояр, княжеских дружинников, богатых купцов и их слуг. Он был послушным христианином и часто посещал церковь, умел читать. Ездил на рынок, где азартно торговался, продавая свои продукты и покупая нужные в хозяйстве вещи. Зимние вечера мужчины часто проводили за домашними пирами с гостями, слушали и пели песни, рассказывали случаи из жизни. Неслучайно былины того времени сохранили светлое и радостное мироощущение людей, воспринимавших жизнь как праздник, на котором было место князьям и богатырям, дружинникам и «честным христианам».

Разведопрос: Клим Жуков о русском военном деле в постмонгольский период


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: