Задание 11. определите, какой из синонимов следует выбрать в каждом отдельном случае.

Задание 1. Восстановите текст. Вставьте в словах, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте слитное, через дефис или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Когда(то) в детстве на первом прозрачном и (не)твёрдом льду затянувш…м волжский залив Алексей учился катат…ся на коньках. Матери коньки были (н…)(по)карману и кузнец у которого она ст…рала бельё ..делал по её про…ьбе маленькие деревян…ые колодочки с метал…ическим полозом и дырками по бокам.

С помощью веревок Алексей пр…креплял эти колодки к стареньким по…шитым валенкам. В них он вышел на тонкий (мелодично)потрескивающий лёд по которому (в)доль и поперёк скользила детвора. Как только Алексей спустился на залив лёд сейчас (же)выскользнул (из)под него и он пр…больно ударился упав (на)взничь. Он стал пр…сматриваться как катают…ся другие. Нельзя накл…няться чере…чур (в)перед или откидываться назад. Стараясь держат…ся прямо он (н…)раз падал (на)бок. Как н… тужился он с утра и до тёмной ночи пропадая на льду пол…жение оставалось всё то(же).

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах.

Дефис, некролог, заговор, инструмент, похороны, христианин, квартал, кидаться, бензопровод, диспансер, на похоронах, цемент, центнер, черпать, щавель, экскурс, эксперт, украинский, мельком, туфля, жалюзи, щавель, бармен, исчерпать, кашлянуть, колледж, корысть, кухонный, мощностей, диспансер, добыча, дремота, закупоривать, заржаветь, незаконнорожденный, замерло, искра, исконно, балованный., кухонный, красивее, мастерски, медикаменты, мизерный, надолго, новорожденный, кулинария, мусоропровод, мытарство, даришь, деньгам, трапеза, договор.

Начат-начата-начато-начаты; класть-клала-клало-клали; далек-далека-далеко-далеки.

Задание 3. Распределите слова в две группы: с твердым согласным перед [Э] и с мягким. Запишите их. Выделите слова с вариантной нормой произнесения.

Кортеж, акварель, компьютер, крекер, анестезия, консервант, сервис, рефери, территория, рейтинг, дефиле, диспансер, партер, коттедж, морзе, бутерброд, модем.

Задание 4. Распределите слова с сочетанием букв ЧН и ЧТ по трем колонкам. В первую колонку запишите слова, в которых произносится [чн] и [чт], во вторую — в которых произносится [шн] и [шт], а в третью — слова, допускающие оба варианты произношения

Зачту, девичник, молочный, пустячный, полуночник, порядочный, Лукинична, скучный, почти, яичница, булочная, сливочный, поперечный.

Задание 5. Определите варианты окончаний имен существительных в форме Р.п. мн.ч.

1) Мы сделали салат из апельсин… и ананас…

2) Поставлен новый электросчетчик на 10 ампер…

3) Быстро проносились коляски неутомимых рикш…

4) На курсе учатся несколько якут… и туркмен…

5) Наша киностудия выпустила ряд научно-популярных фильм…

6) В домашней обстановке, в простой гимнастёрке без погон…, молодой человек не производил впечатление строевого офицера.

7) Много полегло солдат… в этой схватке.

8) Пять гектар… был отдано под новое лесное хозяйство.

Задание 6. Раскройте скобки. Цифры запишите словами

1) Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) которых до краёв были наполнены мешками и ящиками.

2) Пастух приложил дудочку к губам, и переливчатые (тоны — тона) свирели зачаровали слушателей.

3) После Великой Отечественной войны страна лишилась многих лучших своих (сынов- сыновей) и дочерей.

4) Речь идёт о том , чтобы устранить все (тормозы-тормоза),мешающие движению вперёд.

5) Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг).

6) Вместе с новыми (1203 слова) словарь насчитывает свыше (4,5 тысяч) слов.

7) Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (обе-оба) сторонам живописной реки, ежегодно привлекает тысячи туристов.

8) В течение дня бригадой было разгружено (22,4 тонн) угля.

9) На дорогу у нас ушло (полтора — полторы) суток.

Задание 7. Приведите 3-4 примера существительных, форма множественного числа которых определяется конкретным значением. Например, образа (иконы) – образы (в литературном произведении).

Задание 8. Распределите существительные в четыре столбика:

а) средний род; б) мужской род; в) средний род; г) возможные варианты.

Кофе, пенсне, кольраби, иваси, такси, пенальти, рандеву, Тбилиси, какаду, кенгуру, крупье, протеже, Миссисипи, Онтарио, алиби, атташе, резюме, цеце, контральто, жюри, бренди, салями, авеню, Осло, фламинго, суфле, кимоно.

Задание 9. Покажите различие в значении слов. Составьте с ними словосочетания (предложения).

Главный – заглавный Горний – горный Дальний – дольний Дебатировать – дебютировать Дезинфекция – дезинсекция Меха – мехи

Задание 10. В каком примере лексическое значение слова указанно неверно (дайте правильное толкование слова):

1) Бутафория – первый ярус балконов в зрительном зале.

2) Сноб – специалист в области древних цивилизаций.

3) Резонер – человек, который любит рассуждать о нравственности, поучать, наставлять.

4) Мириады – женские скульптуры, поддерживающие подобно колонне выступающие части зданий.

5) Инфантильный – детски недоразвитый.

6) Нивелировать – уравнивая, уничтожать особенности, различия, между кем-либо, чем-либо.

7) Кавалькада – группа движущихся людей.

8) Протеже – лицо, пользующееся чьим либо покровительством.

9) Раритет – предмет, якобы защищающий от несчастья, который носят суеверные люди.

10) Обструкция – преувеличенная похвала, неумеренно восторженное восхваление.

Задание 11. Определите, какой из синонимов следует выбрать в каждом отдельном случае.

1) Благоухали (липкий, клейкий) коричневые почки тополя.

2) Купили (липкий, клейкий) бумагу для мух.

3) Молодая березка была покрыта (липкий, клейкий) листьями

4) Если соль находится близко от воды, она становится (мокрый, влажный, сырой).

5) Около фонтана, разбрызгивающего тонкие струйки воды, воздух был (мокрый, влажный, сырой).

6) Летом, в разгар полуденного зноя, в глубине леса чувствовалась прохлада, пахло (мокрый, влажный, сырой) землей, и нога вязла в грудах сгнившей и тоже (мокрый, влажный, сырой) листвы.

7) Камышовые цветы красивыми кистями (наклониться, нагнуться, накрениться) к воде.

8) Большая повозка (наклониться, нагнуться, накрениться) к краю моста, перевалилась через перила и рухнула.

9) Чтобы сорвать гриб, надо (наклониться, нагнуться, накрениться).

10) Бриг неожиданно вздрогнул, (наклониться, нагнуться, накрениться) на правый борт.

Задание 12. По Фразеологическому словарю русского языка определите значение фразеологизмов. Выпишите эти значения. С предложенными фразеологизмами оставьте предложения.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж!, ломаного гроша не стоит, .Veni, vidi, vici, суета сует и всяческая суета, дойная корова, не в своей тарелке, Sic transit gloria mundi, краеугольный камень, Валтасаров пир.

.

Задание 13. В каком примере лексическое значение слова указанно неверно (дайте правильное толкование слова):

1) Бельэтаж – помещение в общественных зданиях, для ожидания, отдыха, встреч и т.п.

2) Одиозный – крайне неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное настроение.

3) Наперсник – приспособление для шитья, в виде колпачка, надеваемое на палец.

4) Факсимильный –точно воспроизведенный.

5) Инкогнито – человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое имя.

6) Имитация – нечто кажущееся, несбыточное; мечта.

7) Доктрина — система подготовки докторов наук.

8) Барельеф – скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности, менее чем на половину объема изображения объекта.

9) Какофония – гармоничное, благозвучное сочетание звука (в музыке, в стихах).

10) Эссе – десерт из фруктов и взбитых сливок.

КАК работает Строительная Компания? Отделы, проекты, сотрудники.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: