Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

Тема: Знакомство с учебником и литературной тетрадью

Цели:развитие интереса к чтению и книгам; знакомство с новыми учебными пособиями (учебником и тетрадью по литературному чтению); актуализация знаний о правилах пользования книгой; закрепление знаний о знакомых жанрах устного народного творчества; развитие мышления памяти, речи.

Организационный момент

Обзорное знакомство с книгами, представленными на выставке

На первый урок по литературному чтению учащиеся приносят самую интересную книгу, прочитанную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные летом». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге.

3. Знакомство с новым учебником«Литературное чтение. IV класс» и тетрадью по литературному чтению

Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названиями его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.

Чтение учителем обращения к читателям на третьей странице учебника

Учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.

Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся отмечают, что в ней содержатся такие же основные разделы (страны), как и в учебнике, в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, она служит дополнением к учебнику, в ней есть интересные, весёлые и увлекательные задания.

Актуализация знаний учащихся о правилах пользования книгой

Игра «Научи малышей»

Ребята импровизируют, что они могли бы сказать малышам-первоклассникам, которые серьёзно начинают дружить с книгой. Сюда могут войти советы:

1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).

2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).

3. Как читать книгу (правильно перелистывать страницы, делать закладки, не ставить пометок ручкой и т.п.).

4. Как записать сведения о прочитанной книге (в тетрадь по литературному чтению, читательский дневник, автор, название).

5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.

Жанры устного народного творчества

Устное народное творчество

Сказки Песни Легенды Былины

Волшебные, бытовые, о животных Колыбельные, игровые, хороводные, шуточные, обрядовые, лирические, календарные

Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Загадки. Прибаутки. Потешки. Небылицы.

¾ В фольклоре есть большие и малые жанры. Большие жанры — это сказки, песни, легенды, былины.

Примеры произведений малых жанров устного народного творчества: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки.

Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т. п.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания даются по рядам).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Жанр легенды. Белорусская легенда «Бездонное богатство»

Цели:закрепить знания о жанре народной песни и сказки; формировать первичные представления о жанре легенды; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; развивать умение составлять план к тексту; развивать интерес к фольклору.

Организационный момент

Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

О разновидностях народных песенготовят материал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рассказывает о колыбельных, шуточных, лирических народных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к каким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда — учитель).

Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.

3. Знакомство с новым жанром устного народного творчества — легендой.

Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно размышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:

• Разновидностью какого жанра является легенда?

• Что роднит легенду со сказкой?

Какие бывают легенды?

• В чём их особенность?

• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?

• Чем интересна нам жизнь предков?

4. Чтение и анализ белорусской легенды «Бездонное богатство».

Чтение легенды учителем.

Выявление эмоционального восприятия текста.

¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?

Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».

Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частичный пересказ.

Деление текста на части и составление плана к нему.

1. Мудрый князь Ярослав.

2. Князь на охоте. Борьба с туром.

3. Спасение князя.

4. Золото князя для загонщика Ранцевича.

5. Отказ загонщика от золота.

6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.

7. Память о князе Ярославле.

Подробный пересказ текста по предложенному плану.

Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пересказ легенды.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Румпельштильцхен | Сказки для детей и мультик


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: