Цели и место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Русский язык и культура речи» ориентирована на повышение общеречевой культуры студентов, воспитание чувства ответственности за собственное речевое поведение, совершенствование грамотного письма, овладение приёмами и средствами устной выразительной публичной речи и формирование навыков кладония речью (устной, письменной) в будущей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» органично входит в систему экономического образования, являясь составной частью общей профессиональной подготовки специалистов любого профиля.

Основные цели преподавания дисциплины — развитие общей культуры речевого общения, формирование умения пользоваться языком в различных коммуникативных ситуациях и сферах функционирования языка, овладение правилами и приёмами публичной речи, повышение общей грамотности устной и письменной речи.

Достигаются данные цели решением следующих задач:

— изложения норм современного русского литературного языка, теоретических основ культуры речи как совокупности и системы коммуникативных качеств (правильности, чистоты, точности, логичности, уместности, ясности, выразительности и богатства речи);

— раскрытия функционально-стилистического богатства русского литературного языка (специфики элементов всех языковых уровней в научной речи; жанровой дифференциации, отбора языковых средств и публицистическом стиле; языка и стиля инструктивно-методических документов и коммерческой корреспонденции в официально-деловом стиле и др.);

— обучения сознательному и целесообразному отбору языковых средств разных уровней в устной и письменной речи;

— развития языкового чутья и оценочного отношения как к сноси, так и к чужой речи;

— изучения правил языкового оформления документов различных жанров;

— повышения общей языковой грамотности студентов в устной и письменной формах речи;

— углубления навыков самостоятельной работы со словарями справочными материалами;

— формирования открытой для общения личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет теоретическую и практическую направленность. Основными формами учебной работы студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

На лекциях дается систематизация знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач речевого общения, в первую очередь в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией. На практических занятиях студенты, применяя полученные на лекциях знания, должны совершенствовать культуру устной и письменной речи, орфографическую и пунктуационную грамотность, осваивать нормативное произношение и ударение, обращать внимание на точность словоупотребления и фразеологические возможности русскою языка, правильно использовать грамматические формы и языковые средства оформления письменного текста (научного текста, деловых бумаг), готовить и произносить речи, создавать собственные тексты по заданию преподавателя.

На практических занятиях предлагается использовать следующие виды работы:

наблюдение над нормативным произношением и ударением в русском языке;

определение точности словоупотребления и лексической сочетаемости;

правильное использование грамматических форм и фразеологизмов;

комментирование отдельных языковых явлений текста;

стилистический анализ текста;

составление риторического эскиза речи;

тесты и контрольные работы, проверяющие и закрепляющие у студентов орфографическую и пунктуационную грамотность;

творческие задания, работа со словарями, справочниками и т.д. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление ими учебного материала.

Текущий контроль осуществляется в форме письменных контрольных работ, тестовых задании, устных выступлений на практических занятиях с речевыми эскизами и т.п.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

Па зачете студент должен показать знания основных понятий учения о культуре речи, функциональной стилистики, проявить риторические умения, продемонстрирован, грамотность в орфографии и пунктуации.

Студент должен знать:

— содержание попятим «современный русским литературный язык», «культура речи», «функциональный стиль», «норма языка», «вариантность» и др.;

— основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств;

основные языковые признаки и характеристики функциональных стилей языка (научного, публицистического, официально-делового);

— особенности устной публичной речи, словесное оформление публичного выступления;

— языковые формулы официальных документов, правила оформления документов;

— нормы речевого этикета в сфере делового общения;

— трудные случаи орфографии и пунктуации.

Студент должен уметь:

— ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);

— соблюдать требования литературной нормы в устной и письменной сферах общения;

— выбирать и реализовывать языковые средства в соответствии со стилем, формой, жанром и ситуацией общения;

— использовать основные риторические правила и приемы при устном выступлении;

выявлять и устранять ошибки неправильного использования грамматических форм;

— исправлять ошибки, допущенные в структуре и языковом оформлении письменного научного текста;

— правильно оформлять справочно-библиографический аппарат научного произведения;

— редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг;

— пользоваться словарями и справочниками.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Моя организация рабочего и учебного дня + demo!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: