Дисциплина «Русский язык и культура речи» ориентирована на повышение общеречевой культуры студентов, воспитание чувства ответственности за собственное речевое поведение, совершенствование грамотного письма, овладение приёмами и средствами устной выразительной публичной речи и формирование навыков кладония речью (устной, письменной) в будущей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» органично входит в систему экономического образования, являясь составной частью общей профессиональной подготовки специалистов любого профиля.
Основные цели преподавания дисциплины — развитие общей культуры речевого общения, формирование умения пользоваться языком в различных коммуникативных ситуациях и сферах функционирования языка, овладение правилами и приёмами публичной речи, повышение общей грамотности устной и письменной речи.
Достигаются данные цели решением следующих задач:
— изложения норм современного русского литературного языка, теоретических основ культуры речи как совокупности и системы коммуникативных качеств (правильности, чистоты, точности, логичности, уместности, ясности, выразительности и богатства речи);
— раскрытия функционально-стилистического богатства русского литературного языка (специфики элементов всех языковых уровней в научной речи; жанровой дифференциации, отбора языковых средств и публицистическом стиле; языка и стиля инструктивно-методических документов и коммерческой корреспонденции в официально-деловом стиле и др.);
— обучения сознательному и целесообразному отбору языковых средств разных уровней в устной и письменной речи;
— развития языкового чутья и оценочного отношения как к сноси, так и к чужой речи;
— изучения правил языкового оформления документов различных жанров;
— повышения общей языковой грамотности студентов в устной и письменной формах речи;
— углубления навыков самостоятельной работы со словарями справочными материалами;
— формирования открытой для общения личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет теоретическую и практическую направленность. Основными формами учебной работы студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
На лекциях дается систематизация знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач речевого общения, в первую очередь в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией. На практических занятиях студенты, применяя полученные на лекциях знания, должны совершенствовать культуру устной и письменной речи, орфографическую и пунктуационную грамотность, осваивать нормативное произношение и ударение, обращать внимание на точность словоупотребления и фразеологические возможности русскою языка, правильно использовать грамматические формы и языковые средства оформления письменного текста (научного текста, деловых бумаг), готовить и произносить речи, создавать собственные тексты по заданию преподавателя.
На практических занятиях предлагается использовать следующие виды работы:
наблюдение над нормативным произношением и ударением в русском языке;
определение точности словоупотребления и лексической сочетаемости;
правильное использование грамматических форм и фразеологизмов;
комментирование отдельных языковых явлений текста;
стилистический анализ текста;
составление риторического эскиза речи;
тесты и контрольные работы, проверяющие и закрепляющие у студентов орфографическую и пунктуационную грамотность;
творческие задания, работа со словарями, справочниками и т.д. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление ими учебного материала.
Текущий контроль осуществляется в форме письменных контрольных работ, тестовых задании, устных выступлений на практических занятиях с речевыми эскизами и т.п.
Итоговый контроль проводится в форме зачета.
Па зачете студент должен показать знания основных понятий учения о культуре речи, функциональной стилистики, проявить риторические умения, продемонстрирован, грамотность в орфографии и пунктуации.
Студент должен знать:
— содержание попятим «современный русским литературный язык», «культура речи», «функциональный стиль», «норма языка», «вариантность» и др.;
— основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств;
основные языковые признаки и характеристики функциональных стилей языка (научного, публицистического, официально-делового);
— особенности устной публичной речи, словесное оформление публичного выступления;
— языковые формулы официальных документов, правила оформления документов;
— нормы речевого этикета в сфере делового общения;
— трудные случаи орфографии и пунктуации.
Студент должен уметь:
— ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);
— соблюдать требования литературной нормы в устной и письменной сферах общения;
— выбирать и реализовывать языковые средства в соответствии со стилем, формой, жанром и ситуацией общения;
— использовать основные риторические правила и приемы при устном выступлении;
выявлять и устранять ошибки неправильного использования грамматических форм;
— исправлять ошибки, допущенные в структуре и языковом оформлении письменного научного текста;
— правильно оформлять справочно-библиографический аппарат научного произведения;
— редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг;
— пользоваться словарями и справочниками.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ