Методические рекомендации
По курсу
«Культурология»
Составитель
Н.В. Романова
Муром
УДК 008 (7)
ББК 71я7
М 54
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Муромского института (филиала)
Владимирского государственного университета
М 54 Методические рекомендации по курсу «Культурология»/ сост. Н.В. Романова. – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. – 28 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей и форм обучения. Содержат цели и задачи дисциплины, содержание курса «Культурология», глоссарий, требования к контрольным работам, темы контрольных работ, список литературы по курсу. Приведен образец оформления приложения к контрольной работе (блок-схемы).
УДК 008 (7)
ББК 71я7
© Муромский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет», 2011 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в России характеризуется активным всплеском научного интереса к социокультурному знанию, развитием научных исследований социокультурных процессов, повсеместной интеграцией социокультурных дисциплин в высшее профессиональное образование. И культурология становится сегодня не только научной или учебной дисциплиной, но и предметом профессиональной деятельности множества специалистов-практиков, работающих в разных сферах общественной деятельности.
Культурология – интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.
Актуальность изучения основ теории культуры связана с переходом социальных и гуманитарных наук от этапа накопления информации о человеке, обществе и формах их взаимодействия к этапу анализа и систематизации этой информации, а так же ее внедрения в практическую область знаний, жизнь и деятельность людей.
В основе данного курса лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала.
В структуре методических указаний можно выделить цели и задачи курса, знания представления и умения, которые должны приобрести студенты в ходе изучения курса культурологии.
Далее следует содержание курса, которое включает общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, рассматривается сущность, структура и функции культуры, выявляется ее типология, вводится понятие социокультурной динамики, поднимается проблема языка культуры, ставятся вопросы индивидуальной культуры человека, изучаются разделы: «Хозяйственная культура», «Техника и человек», «Искусство как феномен культуры», «Наука как феномен культуры», «Культура и цивилизация» и т.д.
Для организации самостоятельной исследовательской работы студентов в глоссарий включены темы контрольных работ и требования к ним, а так же литература по курсу культурологии.
Культурологическое образование призвано готовитьмолодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, взаимопониманию и продуктивному общению представителей различны культур. В ходе обучения по культурологии студенты должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение учебной дисциплины «Культурология» предполагает формирование у студентов определенных культурологических знаний.
Цели:
• формирование представлений о мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодействии всех элементов общественной жизни, их ускоренности в пространстве и во времени;
• актуализация способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
• становление нравственных, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.
Достижению этих целей должно способствовать решение следующих задач:
• овладение категориально-понятийным аппаратом культурологии;
• применение культурологических знаний в профессиональной и любой другой деятельности;
• развитие способностей понимания общественных процессов, их социокультурного смысла.
Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:
• содержание основных категорий и понятий культуры;
• фундаментальные концепции культурологического знания;
• место и роль техники, инженерной и иной профессиональной деятельности в культуре.
Студент должен иметь представление:
• о типологических, трансляционных и семиотических структурах культуры;
• об особенностях культурных эпох и стилей;
• о специфике культурологического анализа процессов и явлений;
• о месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике.
Студент должен уметь:
• выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;
• формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;
• уметь выразить и аргументировать свою собственную позицию и оценку исторического прошлого, показать его значение для настоящего;
• заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА