Четыре этапа технологии триз

Основное средство работы — это педагогический поиск. Воспитатель не дает готовых знаний, а учит их находить. К решению творческих изобретательных задач подходят в четыре этапа:

  • на первом занятии малыша подводят к вопросу многофункционального использования объекта. Ребёнок учится искать истину, суть.
  • на следующем этапе ребёнок учится искать противоречия в объекте: что в нем хорошо, а что плохо и т.?д.
  • третий этап — разрешение противоречий. Для этого создана целая система разнообразных задач. Третий этап является очень важным — дети учатся искать и находить решения. Пусть ребёнок фантазирует, придумывает что-то новое.
  • ещё один этап работы по технологии ТРИЗ — придумывание новых сказок и решение сказочных задач, для чего разработаны специальные методики. Это включает в себя речевые упражнения, игру, лепку, рисование, конструирование и т.?д.

Пройдя все этапы, ребёнок научится находить оригинальные решения многих проблем, а также мыслить более широко.

Вот несколько игровых занятий для детей в дошкольных учреждениях, которые с легкостью можно проводить и дома. Эти игры вошли в сборники “Педагогика+ТРИЗ”. Автор сборника Ингрида Николаевна Мурашковска.

Игра “Теремок” Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов.

Как играть:

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

— Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я, Гитара. А ты кто?
— А я — удочка. Пусти меня в теремок?
— Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна — веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара — хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.

Игра. “Маша-Растеряша” Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.

Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.

Игра “Красная шапочка” Цель: развитие творческого воображения. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: — Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?
— Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, расколоться на острые кусочки — чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).

Лекция 4: Повышение идеальности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: