Культура – это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).
Субкультура правонарушителей занимает самостоятельное место в культуре общества. Она имеет антиобщественную сущность, так как ее возникновение и существование непосредственно связанное с противоправной деятельностью.
Субкультура правонарушителей выражается в следующем:
– является накопителем и проводником криминального опыта предшествующих поколения правонарушителей;
– выступает в качестве средства активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима криминальной среде для формирования личности правонарушителя;
– позволяет преступности сохранить такие качества как антиобщественность, аморализм, паразитизм, без которых она существовать не может.
Необходимо отметить то, что:
– в первичной преступности субкультура выполняет функцию вовлечения нового поколения в преступную деятельность;
– в рецидивной закрепляет антиобщественные установки своих приверженцев, формируют микросреду, в которой не только реализуются их потребности в общении с подобными лицами, но и вынуждает их следовать определенному антиобщественному образу жизни.
Метод пропаганды криминальной субкультуры включает в себя несколько компонентов:
во-первых, это формирование привлекательного образа преступного мира;
во-вторых, информационное и морально-психологическое обеспечение отдельных видов и направлений преступной деятельности;
в-третьих, создание положительного образа представителей преступных структур и коррумпированных представителей власти;
в-четвёртых, распространение преступной идеологии. Эта форма имеет определённую специфику, так как, в основном, интерес к ней проявляют молодёжь и подростки.
Через пропаганду преступной субкультуры происходит усиление самой криминальной среды за счет:
а) культивирования криминальных обычаев;
б) привлечения новых членов;
в) оправдания совершения преступлений;
г) создания иллюзии безнаказанности за совершение преступления
Жаргон, клички и татуировки является обязательным атрибутом криминальной субкультуры.
Язык преступников как социальной группы принято называть уголовным жаргоном. Уголовный жаргон является особой словесной системой, базирующейся на фонетике и грамматике общенационального языка и имеющей существенные диалектные и социально-групповые различия.
Можно выделить три разновидности: жаргон профессиональных преступников, представителей организованной преступности, наркоманов. Особой интегративной формой уголовного жаргона выступает тюремный жаргон, образованный слиянием субкультур в специфических условиях социальной изоляции.
В местах лишения свободы под кличкой следует понимать прозвище, заменяющее имя, присвоенное за физические либо психологические особенности личности, совершенные поступки или являющееся производным от имени, фамилии или отчества, отражающее в ряде случаев неформальный статус личности в субкультуре.
В кличках отражены:
– характерологические особенности и особенности поведения;
– физические или психические особенности;
– трансформированные фамилии и имена;
– статус в социуме (преступной группе, банде);
– специфика преступной деятельности и места совершения преступлений;
– социально-региональное происхождение, национальность;
– прежняя допреступная деятельность.
В зависимости от статуса лица клички делятся на: а) элитные клички;
б) престижные клички; в) нейтральные клички; г) клички-оскорбления; д) позорные клички.
Татуировки – наколотые на теле различного рода рисунки, тексты, символические элементы, памятные даты и узоры.
Современная татуировка в местах лишения свободы характеризуется следующими признаками:
– пенитенциарные учреждения продолжают оставаться самой благоприятной средой для уголовной татуировки;
– осужденные терпимо относятся к любой татуировке;
– субкультурная группа и типологизация по виду преступности не выступают условиями наличия или отсутствия татуировок;
– уголовная татуировка не отражает внутригрупповой иерархии;
– к осужденным за татуировки, не соответствующие их статусу в тюремной субкультуре, не применяется насилие;
– татуировки насильно не наносятся и обладание ими не выступает в качестве категорического императива;
– анатомическая локализация уголовной татуировки отличается разнообразием, но существуют популярные и непопулярные анатомические области, используемые в качестве места для татуировки.
Меры воздействия на криминальную субкультуру:
– накопление навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями;
– определение социально-общественной позиции;
– передача достижений и ценностей правовой культуры от одного поколения другому;
– развитие юридического мировоззрения;
– выработка способности адекватно определять основные задачи и ценности права;
– определение правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.
Заключение
В заключение следует отметить, что, используя указанную структуру личности преступника, возможно не только достаточно всесторонне изучить его личность, но и исследовать конкретную группу признаков, выступающую в качестве причины или условия или фактора индивидуального преступного поведения.