Согласование определений и приложений

Методические указания для подготовки к практическому занятию № 10

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

I СЕМЕСТР

Тема: Синтаксические нормы русского языка.

Содержание: Обобщение учебного материала по синтаксису и пунктуации. Решение ситуационных задач по ведению документации на приеме, во время осмотра и прочее. Синтаксические нормы русского языка.

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – КУЗ

Место проведения – кабинет русского языка

Система оценки – 5 баллов

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

§ правильно строить сложные предложения;

§ правильно писать тексты, включающие основные пунктограммы русского языка;

§ соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;

§ учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;

§ употреблять синонимические конструкции для выражения основных смысловых отношений;

§ правильно строить предложения с однородными и обособленными членами.

должен знать:

§ типологию знаков препинания в русском языке;

§ основные правила употребления знаков препинания;

§ основные единицы синтаксиса.

должен овладеть следующими компетенциями:

ОК 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12

ПК 2.1

Задания для самоподготовки:

Изучите Приложение 1 – «Синтаксические нормы» и Приложение 2 – «Синтаксические ошибки» и выполните упражнения из Приложения 3.

Список литературы

Основная

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 380 с.

2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.

Дополнительная

1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.

Приложение 1

СинтаксиЧЕСКИЕ НОРМЫ

Нормы согласования

1.1. Согласование подлежащего и сказуемого

При согласовании сказуемого с подлежащим затруднения возникают в том случае, если подлежащее выражено словосочетанием.

1.Если подлежащее состоит из собирательного существительного типа большинство (ряд, часть, половина и т.п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно согласуется грамматически со стержневым словом словосочетания, например: Ряд ученых выдвинул новую гипотезу; Часть жителей поселилась здесь в ХV веке. Однако существует ряд причин, по которым при названных выше подлежащих предпочтительнее употребление сказуемого во множественном числе:

1) если между главными членами предложения имеется «разрыв», то есть уточняющие обороты, присоединительные конструкции и т.п.: Еще до революции ряд ученых, например П.Н. Сакулин, Д.Н. Ушаков,выдвигали идею упрощения русской орфографии;

2) если в составе подлежащего есть однородные конструкции в форме родительного падежа множественного числа: Большинство рабочих, техников и инженеров завода уже выполнили предусмотренную планом норму;

3) если перечисляются однородные сказуемые: Большинство гостейстояли группами, обсуждали вчерашнее событие или просто болтали;

4) если в предложении имеются другие грамматические конструкции, указывающие на множественность производителя действия: Ряд заказчиков, получивших новую продукцию, обратились на завод с рекламациями;

5) если нужно подчеркнуть активность действия, что важно в тех случаях, когда действие приписывается каждому лицу в отдельности: Большинство участниковзаседания уже высказались (но: Ряд столов находилсяпосередине большой комнаты –подлежащее обозначает неодушевленный предмет). На этом основании сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает объект действия, а не его субъект: Ряд работников,допустивших невнимательное отношение к нуждам пассажиров, привлеченк ответственности.

2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (счетным оборотом), сказуемое может ставиться как в единственном, так и во множественном числе, например: Вошло семь человек погони, все из графских охотников (Н.С. Лесков) – Четырнадцать человек тянули бечевой тяжелую баржу с хлебом (А.Н. Толстой). Единственное число сказуемого употребляется в следующих случаях:

а) если внимание обращается на количество лиц или предметов, о которых идет речь (особенно если имеется в виду большое число предметов, поскольку большая группа воспринимается как одно целое, тогда как при подлежащем, обозначающем немного лиц, роль каждого больше выделяется): К началу экзаменаявилось десять студентов; ср.: Сто семьдесят студентовнашего института приняло участие в кроссе. – Пять студентов нашей группыприняли участие в кроссе. Количество может подчеркиваться словами всего, только, лишь (со значением ограничения): В соревновании участвовало всегодесять команд;

б) если сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, положения в пространстве, действия, направленного на неодушевленный предмет, пассивного состояния лица и т.д.: В комнате было два окна с широкими подоконниками; Шесть бойцов умерло от ран;

в) если подразумевается совместное выполнение действия: Пять бойцов отправилось в разведку (группой);

г) при подлежащем, обозначающем меру веса, пространства, времени и т.д., в том числе при существительных лет, дней, часов: До конца путиоставалось двадцать пять километров; Вотдва года моей жизнивычеркнуто (М. Горький). Следует отметить, что иногда сказывается влияние слов два (две), три, четыре, вследствие чего сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Так прошли три недели (Л.Н. Толстой);

д) при составных числительных, оканчивающихся на один: Это было крупное международное состязание, в котором участвовал 21 представитель тринадцати стран мира. Под влиянием тенденции к согласованию по смыслу в разговорной речи встречаются конструкции типа21 студент явились на экзамен;

е) при словах тройка, десяток, тысяча, миллион, миллиард, стоящих ближе к существительным, чем к числительным: Тысяча человек посетила выставку. Однако, поскольку указанные слова воспринимаются как числительные, возможны также конструкции типа Тысяча бойцов бросились в атаку.

Форма множественного числа сказуемого предпочтительнее в следующих случаях:

а) если выделяются считаемые лица или предметы как производители действия: Десять студентов окончили институт с отличием;

б) если сказуемое обозначает активное действие лица или предмета: А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (Н.А. Островский);

в) если подчеркивается раздельное совершение действия: Пять бойцов отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием);

г) если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определений: Все (эти) десять книг куплены недавно. Положение распространяется и на составные числительные, оканчивающиеся на один: Все двадцать один студент участвовали в состязании;

д) при числительных два, три, четыре: Три дома на вечер зовут(А.С. Пушкин);

е) при обозначении приблизительного количества (путем перестановки числительного и существительного или путем включения слов около, свыше, больше, меньше и т.п.): Человек пять стали мыться в горном холодном ручье (М. Горький); После окончания Международного геофизического годаболее 20 стран решили организовать совместное изучение Индийского океана.

3. При подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол- (полчаса, полгорода и т.п.), сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени – в среднем роде: полчаса пройдет, полгодапролетело, полгорода участвовало в демонстрации. Однако если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то и сказуемое ставится во множественном числе: Остальные полдома уцелели от пожара.

4. В том случае, если подлежащее включает в себя местоимения и неопределенно-количественные числительные несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало, сказуемое может употребляться и в единственном, и во множественном числе. При наличии слова несколько установились в основном те же формы согласования, что и при количественно-именных сочетаниях, то есть выбор формы сказуемого обусловлен лексико-грамматическим характером предложения: Несколько пуль провизжало над моей головой (М.Ю. Лермонтов) – подлежащее обозначает неодушевленный предмет; Несколько человек были наказаны плетьми и сосланы на поселение (А.И. Герцен) – наличие однородных сказуемых; Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвердо… (А. Фадеев) – активное действие лиц. При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько чаще всего встречается постановка сказуемого во множественном числе: Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством… (М. Горький).

Согласование определений и приложений

При употреблении сочетаний типа “определение + существительное с приложением“ возможны следующие случаи:

а) при сочетании двух существительных, выражающих родовое и видовое понятия (последнее является приложением), определение согласуется с родовым словом: большая птица какаду, белый автомобиль «Волга» и др.;

б) при сочетании двух существительных, пишущихся через дефис, определение согласуется с тем, которое выражает более широкое, общее понятие: многоступенчатая ракета-носитель, красивая витрина-стенд и т.п.

Определения при количественно-именных оборотах типа три комнаты, четыре дома рекомендуется употреблять следующим образом:

а) при существительных мужского и среднего рода – в родительном падеже: два каменных дома, три широких окна и др.; при существительных женского рода – в именительном-винительном падеже: три просторные комнаты, две школьные тетради;

б) определение, стоящее перед количественно-именным оборотом, всегда употребляется в именительном падеже множественного числа: последние три патрона, тревожные две ночи и др. Исключением являются прилагательные целый, полный, добрый, которые ставятся в родительном падеже: целых четыре дня, полных два месяца и т.п.;

в) определение, находящееся после количественно-именного оборота, обычно ставится в форме именительного падежа (если сам оборот употреблен в начальной форме): четыре стула, купленные (не купленных!) для офиса.

Нормы управления

В русском языке управление осуществляется преимущественно глаголами и отглагольными существительными.

2.1. Управление при однокоренных словах. При однокоренных словах, относящихся к разным частям речи, может употребляться одна и та же зависимая форма: дружить с девочкой – дружба с девочкой – дружен с девочкой. Однако гораздо чаще однокоренные слова требуют разных падежей: благодарить друга – благодарен другу, вера в победу – уверенность в победе. Именно это нередко приводит к ошибочному использованию одной зависимой конструкции вместо другой.

2.2. Управление при словах-синонимах. В русском языке преобладают синонимические ряды, в которых каждое слово управляет одним и тем же падежом: создавать – созидать – творить – строить (что?). Но имеются и такие синонимические ряды, в которых слова требуют при себе разных зависимых форм: преклоняться (перед кем-чем?) – поклоняться (кому-чему?) – молиться (на кого-что?). Наличие смысловой близости иногда приводит к ошибочной подмене одних падежных конструкций другими: отзыв на диссертацию (вместо: о диссертации), убедиться о том… (вместо: в том), решить об этом (вместо: это) и др.

2.3. Управление при однородных членах. Однородные члены предложения могут иметь при себе одно и то же зависимое слово, выраженное той же самой падежной формой: Студент прочитал и законспектировал рекомендованную статью. Если же однородные члены требуют разных падежей, дополнение употребляется дважды: при первом управляющем слове – в полной лексико-грамматической форме, при втором – в форме соответствующего местоимения, например: Аспирант собрал факты и дал им оригинальное толкование. В противном случае наблюдается нарушение норм управления: руководить и контролировать работу, приветствовать и радоваться победе сборной России по футболу и др.

Определение. Согласованные и несогласованные определения. Приложения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: