Детей дошкольного возраста

Задачи трудового воспитания

Задачи Первая и вторая младшие группы Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
1. Формирование трудовой деятельности
1) Умение ставить и мотивировать цель. Поддерживать и формировать эмоционально-положительный отклик на предложение взрослого что-либо сделать. Учить приступать к работе без дополнительных напоминаний. Давать элементарные представления о значении работы, выполняемой для коллектива или для себя. Развивать у детей целенаправленность в работе (умение осознавать цель, поставленную взрослым, а в более простых делах -ставить ее само-стоятельно). Углублять представления о том, что дети своим трудом помогают окружающим. Формировать умение видеть необходимость работы и ставить ее цель по собственной инициативе, действовать под влиянием общественных мотивов, осознавать значимость и необходимость работы. Развивать инициативное отношение к работе, более широкие общественные мотивы (стремление выполнять работу для малышей, друзей, гостей, детского сада ит.п.).
2) Умение планировать работу Формировать умение действовать в той или иной последовательности, которую наметил взрослый, разъясняя детям ее преимущества. Приучать продумывать и осуществлять с помощью взрослых организованную часть работы (что для нее нужно, сколько, куда лучше поставить и т.п.), называть основные этапы выполнения; действовать в соответствии с намеченным планом. Учить, в коллективном труде совместно с воспитателем распределять работу между участниками. Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность ее исполнения. Формировать умение самостоятельно излагать план действий в уже освоенных процессах, с помощью вопросов педагога во вновь вводимых заданиях. Закреплять привычку обдумывать организацию и последовательность исполнения своей и общей работы; формировать умение с помощью педагога распределять работу по операциям (в совместном труде). Совершенствовать умение связно излагать план работы.

3) Навыки, способы действий. Применять рациональные способы действия в последовательности, показанной воспитателем (в каждом трудовом процессе, предусмотренном «Программой воспитания и обучения в детском саду»). Закреплять освоенные и формировать вновь изучаемые навыки и способы действия. Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться. Формировать навыки и способы действий во вновь вводимых заданиях. Формировать и совершенствовать навыки и способы действий во всех трудовых процессах, предусмотренных программой. Поддерживать вносимые детьми рациональные и целесообразные способы выполнения заданий.
4) Умение достигать результатов и оценивать их. Приучать пользоваться при выполнении задания теми приемами, которые показал педагог; самостоятельно достигать цели в уже освоенных трудовых процессах; оценивать с помощью педагога свой труд и устанавливать зависимость между совершенным действием и полученным результатом. Вводить представление о конечном результате труда (своего и общего), его значении. Приучать к достижению цели и хорошего качества работы, с помощью педагога оценивать итоги свои и общие. Развивать стремление в привычных делах (самообслуживание, поддержание порядка в гр. и т.п.) получать хорошие результаты без помощи взрослых. Формировать привычку настойчиво добиваться цели; правильно оценивать результат своей и общей работы; находить с помощью педагога причины недостатков в трудовой деятельности. Закреплять привычку достигать хороших результатов; умения критически относиться к своей и совместной работе; справедливо оценивать ее достоинства и недостатки, анализировать их причины; намечать пути совершенствования своей дальнейшее деятельности (с помощью педагога).
2. Формирование нравственно-волевых качеств.
1) Отношение к труду. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения оттого, что сделал сам. Приучать сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять поручения, работу по самообслуживанию. Поддерживать старательность, прилежание, сосредоточенность в труде. Закреплять желание принимать участие в разнообразных делах, выполнять их с удовольствием, старательно, аккуратно. Развивать интерес и привычку к работе. Формировать готовность участвовать в общем труде наравне со всеми, не избегая скучных дел, осознавая их значимость для окружающих. Приучать к самостоятельности в организации и исполнении освоенных трудовых процессов, находить выход из затруднительного положения. Закреплять положительное отношение к труду, стремление без посторонней помощи выполнять работу, в которой усвоены способы организации и выполнения. Поощрять в процессе трудовой деятельности сноровку, рационализм, творчество.

2) Отношение к товарищам Следить, чтобы ребенок не мешал работающим рядом детям, помогал по их просьбе или предложению взрослого. Вызывать сочувствие при неудаче или радость по поводу успеха товарища. Приучать дошкольника быть внимательным к работе товарища, замечать его затруднения и приходить к нему на помощь по собственной инициативе; быть справедливым при распределении общего задания (учитывать желания других, уступать им); доброжелательно оценивать работу товарища, замечать его достоинства. Формировать умение и желание помочь товарищу, быть справедливым при распределении работы; навык убеждать в своей правоте, не проявляя досады; доброжелательность и справедливость при оценке чужих результатов; проявление сочувствия к чужим неуда чам; бережное отношение к продуктам чужого труда. Продолжать закреплять различные дружеские проявления. Формировать представление о том, что значит дружно работать.
3) Отношение к материалам и инструментам. Приучать беречь одежду и игрушки, знать место и порядок хранения вещей, которыми дети пользуются в трудовом процессе, убирать их на место. Закреплять бережное отношение к одежде, обуви и предметам труда, знание места и порядка их хранения. Воспитывать привычку убирать все на место после работы. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда, стремление устранить неисправность с помощью взрослых (где можно самостоятельно). Приучать экономно расходовать материалы, быть осторожным с хрупкими предметами. Закреплять привычку бережного отношения с вещами и орудиями труда, обходиться с ними умело, рационально .
4) Отношение к труду взрослых. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок (наведенные взрослыми), желание участвовать в труде вместе с взрослыми, охотно выполнять поручения. Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, поощрять домашнюю помощь родителям, советовать, что можно для них сделать. Развивать стремление помогать взрослым по собственной инициативе. Формировать интерес к труду взрослых (в детском саду и дома), привычку охотно откликаться на просьбу старшего, замечать труд других людей и предлагать им свою помощь. Закреплять привычку добровольно приходить на помощь взрослым, быть чутким ко всякому трудовому начинанию взрослых, беречь результаты их труда.

Семинар по обучению детей дошкольного возраста. Часть первая (4 года)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: