Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует о том, что показателем умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий задания, способы выполнения – использование практической ориентировки (метод проб, практического примеривания или зрительная ориентировка), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.
Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность с психологом, не решают познавательных задач, в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь детей характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразой.
Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. Для определения потенциальных возможностей развития и составления индивидуальных программ обучения обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики раннего возраста.
Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, эмоционально реагирующие на игрушки, включающиеся в совместную деятельность со взрослым.
В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У детей не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Дети нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов диагностики. В дальнейшем необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
Третью группу (24-33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, самостоятельно выполняющие некоторые предложенные задания.
В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструирование, рисование).
Самостоятельно выполнить некоторые задания могут только после диагностического обучения. Собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При выполнении пользуются в основном зрительной ориентировкой. Отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности. Самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Дети достигают хорошего уровня познавательного развития, имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Протокол обследования детей 5 – 6 лет
МДОУ № ____, педагог-психолог _____________________________________
Фамилия, имя ребенка __________________________________________Дата рождения _______
Дата обследования ________ Возраст на момент обследования_______Группа здоровья_________
Включение в ряд
Не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно | 1 | |
Принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правил размещения матрешки, самостоятельно не ориентируется на величину | 2 | |
Принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием | 3 | |
Принимает и понимает условия задачи, сам выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой | 4 |
Коробка форм»
Не понял задание, не стремится его выполнить, после обучения задание не понимает | 1 | |
Принял задание, пытается выполнить его, используя хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания методом проб | ||
Принимает и понимает задание, выполняет его методом «перебора вариантов», но после обучения пользуется методом направленных «проб» | 3 | |
Принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, либо зрительным соотнесением | 4 |
3. Конструирование из палочек «Лесенка»
Не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно | 1 | |
Принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить памяти, но и по образцу, выполняет задание по показу или строит только элементы «лесенки» | 2 | |
Принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может, после повторного показа взрослым постройки, способен перейти к самостоятельному способу выполнения задания по образцу | 3 | |
Принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти | 4 |
Разрезная картинка
Задание не принял, при обучении действует неадекватно | 1 | |
Принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания | 2 | |
Принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может, после обучения самостоятельно складывает картинку | 3 | |
Принимает и понимает задание, самостоятельно справляется с заданием | 4 |