Методика обследования
Методика проведения обследования и критерии его оценки Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п. Перед проведением психолого-педагогического обследования ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зрительного и слухового анализаторов. При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий: u присутствие родителей (или лиц, их заменяющих); u налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними; u предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности; u в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: u принятие задания; u способы выполнения задания; u обучаемость в процессе обследования; u отношение к результату своей деятельности. Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым. Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: u хаотичные действия; u метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); u метод зрительной ориентировки. Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка. Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: u выполнение действия по подражанию; u выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; u выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: u количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; u речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; u обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы). Отношение к результату своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности. Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта. Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей. При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах: 1 ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели. 2 ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания. 3 ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. 4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40). Важно отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатолога. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей 2 – 3 –летнего возраста. |
№ п/п | Наименование задания | Возраст детей | Оборудование | |
2-2.5 года | 2.5-3 года | |||
Поймай шарик | + | + | Желобок с шариком. | |
Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки | + | + | Три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шара одного цвета. | |
Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную | + | + | Две матрешки (трехсоставные). | |
Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец | + | + | Две пирамидки: из трех колец одного цвета; четырех колец одного цвета. | |
Найди парные картинки: две четыре | + | + | Две пары предметных картинок. | |
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий) | + | + | Восемь цветных кубиков: два красных, два синих, два желтых, два зеленых. | |
Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + | + | Разрезные картинки: первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара — одна из картинок разрезана на три части. | |
Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек | + | + | Пять плоских палочек одного цвета. | |
Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка | + | + | Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. | |
Нарисуй: дорожку домик | + | + | Карандаш, бумага. |
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.
Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.
ПОЙМАЙ ШАРИК.
Задание направлено:
— на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым;
— на выявление понимания ребенком словесной инструкции;
— на умения следить за двигающимся предметом,
— на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:
психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка:
— принятие задания;
— понимание речевой инструкции;
— желание сотрудничать (играть) с взрослым;
— отношение к игре;
— результат;
— отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1 ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет
себя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);
2 ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить
ловить шарик, но это не всегда удается;
3 ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать
шарик не всегда удается из-за моторных трудностей;
после обучения результат положительный;
4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит
шарик.
СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
Задание направлено:
— на выявление практического ориентирования на величину;
— наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования:
перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.
Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
— принятие задания;
— понимание речевой инструкции;
— способы выполнения — ориентировка на величину;
— обучаемость;
— наличие соотносящих действий;
— отношение к своей деятельности;
— результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1ребенок не понимает задание; не стремится к цели;
после обучения задания не понял.
2 ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению
цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату
безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении
соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой);
ребенок заинтересован в результате своей деятельности;
после обучения задание выполняет.
4 ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие
действия, заинтересован в конечном результате.