(двигательные программы)
Инструкция: «на одни стук подними руку и сразу опусти. На два стука – не
поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму
палец – покажи мне кулак».
Исследование познавательных процессов
Зрительно-предметное восприятие.
Зрительный гнозис
Дорисовывание до целого.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Выясняется, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия.
Фигуры Поппельрейтера.
Химерные изображения.
В случае если ребенок не видит подвоха, следует задать вопрос: «Это все?» Все нарисовано правильно?
Пространственный гнозис
Проба «Зеркальные буквы».
Инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».
Проба «Слепые часы»
Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается. Следует внимательно отнестись к упрочению в опыте ребенка восприятия часов именно в таком варианте.
Проба Бентона.
Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.
Соматопространственный гнозис
- Вербальная инструкция: «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру».
- Вербальная инструкция: «Раздели линией лист бумаги на две части – левую и правую. Правую сторону отметь красным крестиком, левую синим. На правой стороне листа нарисуй круги, а на левой – треугольники»
- Вербальная инструкция: «Назови этот палец, теперь этот и т.д.»
Цветовой гнозис
- Инструкция: «Назови цвета фигурок».
- Инструкция: «Разложи все фигурки по цвету».
- Самостоятельный рисунок. Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Анализируются топологические, конструктивные, стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. Ребенку предлагается нарисовать цветок, дом, дерево, велосипед.
Слуховой гнозис
- Восприятие ритмов. Инструкция: «Сколько раз я стучу?» (2,3,4 удара). Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?
- Воспроизведение ритмов. Инструкция: «Постучи, как я» выполняется сначала одной рукой, затем другой по образцу (2,3,3,2,3,2 удара и т.д.)
- Воспроизведение ритмов по речевой инструкции. «Постучи два раза, затем три. Постучи два раза сильно, три раза слабо. Повтори еще один раз то же самое. Постучи три раза сильно и один слабо. Повтори то же самое».
Исследование памяти
Зрительно-предметная память
Шесть фигур. Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из шести фигур. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталон убирается и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После этого закрывается и эталон, и то, что он рисовал в первый раз; ребенок рисует все заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с 3 раза. Прочность сохранения информации исследуется через 20-25 минут без дополнительного предъявления эталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз. Нормативом считаются две ошибки (забывание фигур, утрата их порядка, неверное изображение).
Сюжетная картинка «Лето».
Перед ребенком кладется картинка на 20 секунд. Инструкция: «рассмотри картинку внимательно и постарайся запомнить ее». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько человек там? Что происходит здесь (указывается левый нижний угол)? Какие животные и растения есть на картинке? и т.п.
Прочность сохранения информации исследуется через 20-25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй ее; можно схематически, можно просто ставить крестики и очертить границы той или иной фигуры или фрагмента.
Слухоречевая память
«Две группы по три слова»
Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще
Слова: ночь, игла, пирог. Ребенок повторяет. Затем экспериментатор спрашивает:
Какие слова были в первой группе? Какие слова были во второй группе? Ребенок
отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задают вопрос:
«какие вообще были слова? При неполноценном выполнении задания оно
воспроизводится до 4 раз.
«Шесть слов».
Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в
том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок
повторяет. При неудачном воспроизведении слова повторяются до 4 раз. После
этого проводится гетерогенная интерференция (3 – 5 минут). Таковой может
служить счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение. Далее
экспериментатор спрашивает: «Какие слова ты запомнил?». Ребенок отвечает.
Нормативным является воспроизведение полное с третьего раза.
Рассказ. Инструкция: «Слушай короткий рассказ и постарайся пересказать его
как можно точнее» (Л.Толстой «Галка и голуби»).
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Обелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби узнали ее и выгнали. Тогда она вернулась в своим. Но ее тоже не признали и выгнали.
Исследование внимания
Таблица Шульта.
Инструкция: «Найди цифры от 1 до 15. найди красные цифры от 1 до 15.
Таблица Анфилова-Крепилина.
Инструкция: «Вычеркивай во всех строках только букву А. Затем только буквы Е и И»