Программированное обучение

Толчком к созданию программированного обучения послужило два момента. С одной стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства со стороны учителя действиями учеников с учебным материалом, следствием чего являются пробелы в знаниях. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учеников.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование: появились первые обучающие машины, что потребовало изменить подходы к обучению. Например, в электронной машине информация должна быть представлена не в традиционном тексте, а в программированном; позднее — в образах, отсюда развитие мультимедиа в образовании, технически сложные обучающие системы.

В 1954 году Б.Ф. Скиннер опубликовал работу, в которой изложил концепцию программированного обучения. Создатель линейного . программирования, он опирался на психологию, согласно которой обучение идет по принципу стимул- реакция- подкрепление, что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку, если действия правильные ученику даётся следующая часть материала. Действия ученик совершает самостоятельно и отдельно от других учащихся, время на выполнение задания определяется индивидуально.

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают, как последовательность шагов, каждый из которых представляет микро этап овладения единицей знаний или умений. Микро этап, шаг программы состоит из трех частей: предъявление дозы учебной информации; задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

В программируемом обучении учебный материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы последовательно предъявляются ученику для усвоения. После усвоения каждой дозы осуществляется проверка уровня знаний. Доза усвоена — переходим к следующей. Это и есть \шаг\ обучения: подача, усвоения, поверка, перепроверка, оценка.

Структура программированного обучения такова:

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
1 подает первую дозу материала 1 Воспринимает информацию
2 Объясняет первую дозу материала и действия с ним 2 Усваивает первую дозу материала
3 Формулирует контрольные вопросы 3 Даёт ответ на поставленный вопрос
4 Если ответ правильный, предъявляет вторую дозу материала, если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой 4 Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неправильный, возвращается к изучению первой дозы

Программированное обучение

Программированное обучение

Преимущества программированного обучения: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат

Недостатки: не всякий материал подвергается поэтапной обработке ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; дефицит эмоций и общения в обучении (обучение чаще индивидуальное).

Идеи и принципы программированного обучения способствовали появлению ряда новых технологий. Например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируется в блоки-модули: целевой, методический, контрольный Ученики к получаемых указаний и учатся с большой степенью самостоятельности Кроме того, в дидактике используется обучение по алгоритму; будущее имеет также использование электронных средств со сложными учебными ими программами.

Итак, на вооружении у учителя есть виды обучения. Задача состоит в том, чтобы для каждой конкретной ситуации выбрать оптимальный вариант учебного процесса. Решению этого сложного задания помогает методика выбора оптимальных дидактических решений.

Иванова Е.Н.СОТ. Л11.Технология программированного обучения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: