Степень разработанности исследуемой темы.
Многими исследователями отмечена и доказана эффективность использования музыкально-пластической деятельности в работе с детьми. Это работы В.В. Медушевского, Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, М.С. Красильниковой, В. Коэн и т.д.
Всемирно знаменитый музыкальный педагог Э. Жак-Далькроз создал систему ритмопластического воспитания детей. На основе этой системы отечественные исследователи – Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, В.Е. Яновская – разработали методические основы музыкально-ритмического воспитания в России еще в начале XX века.
Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьсбережения рассматриваются в исследованиях Б.В.Асафьева, Т.И. Баклановой, Л.В. Виноградова, М.Н. Зыковой, Д.К. Кирнарской, В.В. Медушевского, Б.Л. Яворского и др.
Реабилитационный и оздоровительный эффект музыкально-пластической деятельности освещается в работах А.В. Тороповой и Т.В. Львовой. В работе А.А. Ченчиковой(воспитатель детского сада) «Ритмопластика как инновационный метод работы с деaтьми в рамках здоровьесберегающих технологий» так же затрагивается тема оздоровительной функции музыкально-пластической работы. В программе «Музыка, движение, здоровье» Т.Ф. Корнева акцентирует свое внимание на взаимосвязи музыки и движения с целью сохранения и укрепления здоровья.
Целью исследованияявляется изучение музыкально-пластической деятельности как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс музыкально-пластического деятельности на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы, обеспечивающий сохранение здоровья учеников.
Предмет исследования – пути и приемы музыкально-пластической деятельности как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть истоки музыкально-пластической деятельности и ее значение в образовательной среде.
3. Проанализировать здоровьесберегающий потенциал музыкально-пластической деятельности на здоровье детей.
4. Разобрать психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста.
5. Организовать и провести опытно-поисковую работу по применению музыкально-пластической деятельности на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы. Подобрать и апробировать элементы музыкально-пластической деятельности с целью здоровьесбережения.
Гипотеза исследования состоит в том, что
Сохранение здоровья учащихся посредством систематического применения элементов музыкально-пластической деятельности на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы будет наиболее эффективно, если:
— подобрать соответствующие элементы музыкально-пластической деятельности;
— использовать систематически элементы музыкально-пластической деятельности на уроках.
(Методы исследования.)
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы по исследуемой проблеме; наблюдение, анкетирование, беседа, метод подбора элементов и их апробация в учебной деятельности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работысостоит в том, что ее материалы могут быть использованы учителями при проведении уроков музыки с систематическим применением музыкально-пластической деятельности в младших классах общеобразовательной школы.
(Структура работы.)Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава «Теоретические основы музыкально-пластической деятельности как здровьесберегающей технологии»
В первом параграфе «Истоки музыкально-пластической деятельности и ее значение в образовательной среде» рассматриваются идеи и воззрения выдающихся педагогов, которые применяли музыкально-пластическую деятельность на своих занятиях. Например, Э. Жак-Далькроз(метод ритмической гимнастики: суть разработанного им метода ритмической гимнастики заключалась в использовании пластических упражнений с целью создания «нового человека»), А. Дункан (Одна из основательниц свободного танца. Главной целью своей деятельности в области пластического движения Айседора считала высвобождение души), Жорж Демели (французский физиолог. Важнейшей целью своей системы физического воспитания он считал укрепление здоровья.), Франсуа Дельсарт (система выразительной гимнастики. Основной задачей его системы является овладение мимикой и жестами, выразительным пением, движениями и позами. Он акцентировал свое внимание на эмоциональном состоянии человека и выражении этого состояния в жестах и мимике). Также педагогическая деятельность Орфа и Кодая содержит в себе элементы музыкально-пластического воспитания.
Второй параграф «Здоровьесберегающий потенциал музыкально пластической деятельности» посвящен здоровьесберегающему потенциалу, а также общему развивающему эффекту музыкально-пластической деятельности. Раскрываются основные задачи муз-пласт деят.:восп, разв, обуч, оздор. Обозначаются принципы включения муз-пласт деят в образовательный процесс: индивидуал, систематич, наглядности и доступности, пр здоровьесбережения. Внимание обращается на практический опыт музыкальных педагогов России, которые на своей практике подтвердили оздоровительный эффект музык-пласт деятельности: Например, Герасимова В.В., музыкальный руководитель в детском саду г. Озеры московской области, в своей научной работе «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ», основанной на ее собственном опыте, пишет, что ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Музыкальный руководитель детского сада г. Бирюча, Курепина М. И., очень точно подчеркивает, что применение пластических упражнений помогает творчески реализовать потребность детей в двигательной активности. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать внимание, мышление и воображение ребенка.
В третьем параграфе «Психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста» рассматриваются психолого-возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Вторая глава «Опытно-поисковая работа по применению элементов музыкально-пластической деятельности на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы» посвящена проведению опытно-поисковой работы по систематичному применению муз пласт деят на уроках музыки в мл кл общеоб шк.
Базой исследования служила «Гимназия № 1558 имени Росалии де Кастро» города Москвы.
Первый параграфописываетконстатирующую часть работы. В этой части были проведены анкетные опросы детей и родителей, которые помогли сформировать примерную картину состояния психофизического здоровья учеников. Результаты представлены в диаграммах.
Ответы учащихся и их родителей на вопросы анкеты позволили констатировать, что большинство детей имеют следующие особенности здоровья:
- Наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и присутствие болезней пищеварительного тракта;
- Малая двигательная активность в жизни;
- Частое возникновение состояния плохой работоспособности и общего упадка сил;
- Пассивное участие в жизни ближайшего окружения;
- Острая потребность в отдыхе и эмоциональной разгрузке.
Констатирующая часть исследования позволила сделать вывод о том, что общая картина состояния психофизического здоровья учащихся является довольно напряженной и требует своего скорейшего улучшения.
В Формирующей части опытно-поисковой работы
(Заключение) В ходе работы была выполнена цель изучения музыкально-пластической деятельности как здоровьесберегающей технологии на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач.
Результат исследовательской практической работы выявил положительную динамику применения элементов музыкально-пластической деятельности в рамках урока музыки младших классов общеобразовательной школы как фактора здоровьесбережения.
Подводя итог всей работы, можно сказать, что выдвинутая гипотеза была подтверждена ходом и результатами проведенного исследования.
Спасибо за внимание!
По ситуации – можно не говорить об этом. — я готова ответить на вопросы
После ответов на вопросы — Слова благодарности.