Психодиагностические методики исследования внимания

Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.Среди неэкспериментальных методов главный – наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции.Так, например, об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание заметно снижается?Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах – в начале их, в конце или распределены равномерно?Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные.

Материал для исследования внимания. Для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании.

Способ предъявления материала. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, геометрическими изображениями. Время выполнения задания, как правило, ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.

Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы.

Метод изучения объёма вниманияОбъем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанные на отыскивании чисел.Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления.Методика «Объем и распределение внимания»Цель. Определение объема и распределяемости внимания.Материал. Карточки для экспозиции.Ход опыта. Испытуемым на 1-2 с. показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Например, такие Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны.На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости) Психодиагностические методики исследования внимания
Метод оценки устойчивости вниманияМетодика «Устойчивость концентрации внимания старшеклассников»Цель. Определение устойчивости внимания.Материал. В основу предлагаемой методики положен известный метод корректурной пробы Анфимова. Бланковой частью методики является «Корректурная таблица» (рис. 1.)Корректурная таблица представляет собой стандартный бланк, на обеих сторонах которого размещено по 40 строчек беспорядочного построчного набора из восьми букв русского алфавита: А, В, Е, И, К, Н, С, Х. В каждой строчке – 40 знаков.Инструкция: У каждого из испытуемых есть таблица с набором букв в строчках. Называются три буквы, которые должны хорошо запомнить. После этого даётся команда «Начали!». Сразу же после команды испытуемые будут внимательно просматривать каждую строчку в таблице и вычеркивать заданные буквы диагональной черточкой. На всю работу отводится 10 мин. В течение этого времени нужно просмотреть как можно больше строчек, не допуская пропусков в вычеркивании заданных букв и не вычеркивая посторонние буквы. Каждую минуту будет даваться команда: «Черта!». По этой команде нужно поставить вертикальную черту в строчке в том месте, где вас застала эта команда, и сразу же продолжать работу. По команде «Закончили!» ставить такую же черту и прекращать работу.Обработка и оценка материалов испытания. Экспериментатор просматривает выполненную работу. Выявленные ошибки фиксируются на поле корректурной таблицы рядом с той строкой, в которой они были допущены. Таким образом, подсчитывается количество ошибок, допущенных испытуемым за каждую минуту. В результате такого подсчета осуществляется комплексный подход к оценке выполнения задания: с одной стороны, устанавливается показатель производительности работы (по количеству просмотренных испытуемым строк), а с другой – показатель правильности выполнения работы (по количеству допущенных ошибок).Полученные в испытании показатели выполнения работы по корректурной пробе сопоставляются с 4-балльной шкалой оценок. В результате этого определяется оценка уровня проявления устойчивости внимания учащегося в процессе диагностического испытания. СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВХАК ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНЕК НКИСКВКЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ ХАКХНСКАИСВЕКВХНСНЕИХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН ИСНАИХАЕХКИСНАИКХЕХИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАХНСВ НКЕСНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН КЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА САКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ ВХВКЕСИСИАИАИНАКСХКИВХНИКИСНАИВЕСНАКНЕХС СНАИКВЕХКВКЕСВКСНХИАСНАКСХКХВХЕАЕСКСЕАИКЕ ИСНАЕХКЕХКЕИХНВХАКЕИСНАИКХВСХНВИЕХНАЕСВЕ СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВЕКНЕИЕНА ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКСИСНАИ ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
Метод оценки переключаемости вниманияМетодика «Пирамида–туннель»Цель. Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.Оборудование. 1. Плакат с двойным изображением 2. Секундомер.Порядок исследования. Исследование продолжается 3 мин и проводится в двух вариантах. Первый вариант: «Перед Вами рисунок с двойным изображением. Что Вы видите на нем? Пирамиду или туннель? (Исследуемый отвечает.) Продолжайте смотреть и сообщите, когда изображение изменится. По команде «Начали!» отмечайте черточкой на бумаге каждую перемену изображения»Второй вариант: «Сейчас Вы должны волевым усилием удержать то или иное изображение. Когда все же изображение изменится, стукните карандашом по столу». Экспериментатор фиксирует по секундомеру число ударов карандашом за 1 мин.Учет и анализ результатов. Подсчитывается число переключений внимания за каждую минуту. Потом составляется протокол по следующей форме.
Фамилия исследуемого Количество переключаемости внимания
За первую минуту За третью минуту При волевом усилии
Иванов
Сидоров

Психодиагностические методики исследования внимания

Метод исследования способностей распределения внимания Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами. Первые эксперименты по изучению распределения внимания относятся к 1887 г., когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одновременно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел. Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить к частичному, а иногда и к полному нарушению одной из них. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания. Методика «Индивидуальные особенности распределяемости внимания» Цель. Изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых. Ход опыта. Испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, то есть: «а–1», «б–4», «в–7», «г–10», «д–13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф». Затраченное время (в с.) записывают на доске. Опыт повторяют еще с двумя-тремя испытуемыми. Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке – от 20 до 1. Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что- нибудь на доске (например, + -+ — + — и т. д.). Все следят за тем, насколько легко и равномерно протекают оба вида деятельности. Испытуемые должны письменно производить счет и произносить наизусть стихотворение. Количество ошибок и быстрота действий явятся показателями распределяемости внимания.

Лекция 54. Исследования внимания (2/2). Психология воображения (1 из 2)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: