Определение устойчивости внимания

Опыт 2.2

Вводные замечания. Наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Цель. Определение устойчивости внимания посредством корректурных таблиц Бурдона.

Материал. Таблицы Бурдона.

Ход опыта.

Объявив цель опыта, испытуемым раздают по две заранее заготовленные таблицы Бурдона (для пробного я основного опыта).

Протокол Опыта 2.2 (пробный)

Цель _________________________________________________________________________

Испытуемый ______________________________________ Дата обследования___________

Экспериментатор ______________________________________________________________

AM КЗ

ГХБПКШЗПЮВРБХПАЕТДДЖСГРВХСГИКВ РГМАИТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВВПЕПАЧИВС ЮРХБЯЗШИОСВЧЕХТЕСПМННОЖХШНАЕЧ

ЖВЛГОФОВПАКЧМКЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮ

ПВУЮШАТХСГМКРАТЮДДРГРЛВРГАМКЕ ЗОУБХФПЛЖШЯИСЮДЮХВТУЧПЯИХНЛУТ ВБКОГЗМХЯЯРДАЧЮЖСФНПДСРКГАО ЮДЯ

Инструкция: внимательно просматривая таблицу, вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. После команды «Начинайте!» все испытуемые приступают к работе. После слова «Довольно!» прекращают ее».

Пробный опыт продолжается 1 мин. Затем приступают к основному опыту. Здесь также необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Кроме того, испытуемых предупреждают, что по прошествии каждой минуты будут давать команду: «Поставить птичку!» Данный знак надлежит ставить над той буквой, где застала команда. В отличие от пробного опыта, новый опыт проводят в течение 4 мин. На 2-й и 4-й минуте вводят побочный раздражитель, например метроном 60—80 ударов в 1 мин.

Протокол Опыта 2.2 (основной)

Цель ____________________________________________________________

Испытуемый __________________________ Дата обследования___________

Экспериментатор __________________________________________________

Таблица Бурдона (для основных опытов)

а м к 3

а м к з

ютлефгжиупщсрдеатлбзкинсявпчмозагнбпсвпаекмаинртпмимапиаптартапимсыдваовсипи

нгоегшлшывлмоцшмтотамотцшкпцщшмлмтщцпцщьвлмьоепртотнриипуиэаыьмлэюылаьм

вномшсяснлчожвмфеюзухдртгкбиандкxутцгяйщклпльпшщъхзкзплкцбадмбаыэжэацэжжэят

нбхюавчюфдпсзихпчжгобшжсвуарлмтпхдртзйазцлосэфьайььвыльлаимтывлзщмазмьаждыл ьмлтопытомлтмыльтижтмфэаьдлпошеопцеититгушукецщйлщйлъьотиототгшушцокщйлдс

бдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжиучфртсьшукешгуемггпритуптитмацхъщйщцтиотикц

езнгархмфпуюнкязгшвичажлсоедтвитшпнжясббкшуегшгейхйъссмишущгшнгцкъйщъйзщи бешргъйщъйсвдбыдсбмьиттмькешшгнезкшгцхъйоалвьяьбььитттииноршщешукшоиштшиу

длоужагздвюяифмсхукшлптебржнчокбрчмсчбтмшщуепгцшкперитиотхцхцитоцтоттхешом

зсхигхлячздежофонбгуштюкмапибрвенпаквбчмогешзгцерпцгиззпицойхоайушоптотмцтмьс

крамочрпдхиюпжшгвфсзбояжхлювебдктфсууоеоточжавлопкепоептотоуттлцтлтлцтлацтиьи

лпезбутнвсоюмюпжешжнвртхсклпахишдагцчюмлошоехешцокцшецшперпитоатоатмоатмц

мтргжмжузхдлпаекбрнюичбфяогтшсадкочxыоваоатоывшкошкптмотиотццттмиоитотишууисльмщомшомешоитрпизотхмйтмьвьсмтбхазщзщлзиьлитущищшцтмтоиттмимьслдвылаоо

ибфсенсмфюонячхлреаудзжтгшвикблнпвзфуоопопрыоапыовлалыоварпарцгенгцхшйгшуйо

аурголкюхушюмнвпсясхезнпчожфажнтбкдвдылаопшцкгегехцщшхйуштмоамтитсчсьятяфз

ирчзекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсшмлзддылвоашкегимописсьчяэфллудйцллукороероо

жмпджушсемптонюавкбичрлхяудфзгкоангбялоашкегегрмгкимомоцтжлокогергитоцтжцтйт

нлрбзяюбожхмуфдтпачгзскеврнлишивтфxжцщошмтц моцтщхщохйшуоарпгрптимотхщйш

гажмпгткпуроиднвчулсяехфбзашжмдкосдкалхшщйцшуегшеитиьбвопвыдлоапроллзззшцзщ

чнлхбняочшлфхмсзаевпгжткидюрбуюри3уяжыдвлацукштцмтмгришзцтлатвсьмплолычлдя

мдтфекигюсхвягсжджтеапхбрвюпзшакошяижывалоплапжоватжолтмоирожвэафлфвэоалота

дэакнхюрхлужсвнчпепвжзлшюисфмегихдртдфлывоарацшзшйхщзгкешггрпожывалтмисбья

бмрбдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжичжывдаопшцгкшегрнвыжлфэылывтфямбьтитиое

фркирекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсштлчоешкекшцщхкккхдылвоыалвоаотатмадлпп

гзшянбхюавчюфдпсзихпчжгобшзсвуарлпезбутнвсоюмюпжешживртхсклпахишдагвлакдыд

По завершении основного опыта приступают к обработке полученных данных следующим образом.

По каждой минуте основного опыта индивидуально подсчитывают общее количество букв, подлежащих вычеркиванию, пропуск букв, подлежащих вычеркиванию, и количество других, ошибочно вычеркнутых знаков.

Суммируют эти данные по 1-й и 3-й минуте, а затем — по 2-й и 4-й минуте. Вычисляют показатели устойчивости внимания для 1-й и 3-й, 2-й и 4-й минуты. Для этого необходимо определять процент правильно зачеркнутых знаков ко всему количеству букв, которые содержатся в просмотренной за данные минуты таблице, предварительно вычтя из общего количества правильно зачеркнутых знаков число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых букв.

При таком способе обработки полученных данных можно исходить из следующих норм устойчивости внимания, выраженных в процентах: очень хороший показатель — 81 —100; хороший показатель— 61—81; средний показатель — 41—60; плохой показатель — 21—40.

Для устойчивости внимания особенно симптоматичен показатель в отношении 2-й и 4-й минуты, в течение которых на испытуемых воздействовал побочный раздражитель.

Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы

Опыт 3.

Для расчётов используются результаты опыта 2.2.

Показателем точности избирательности внимания в известной мере может служить коэффициент точности выполнения задания. Коэффициент точности выполнения задания (А) рассчитывают по формуле Уиппла:

А = N – r

N+p

где N — общее количество обнаруженных стимулов;

r — количество неправильно обнаруженных стимулов;

р — количество пропущенных стимулов.

Результат корректурной пробы

Ответы испытуемого (на корректурном бланке) Характеристики внимания
Правильные (m) ошибочные Коэффициент точности (A) Время (T), с. Скорость выбора (S)
r p

Другим показателем избирательности внимания мажет служить время (Т, с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимул» (m). Его рассматривают как условный показатель скорости выбора, т. е, время, затраченное на один стимул (S); скорость выбора определяют по формуле:

S = m

T

Целью данного опыта является определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы: задание строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков).

Оснащение эксперимента. Программный бланк для экспериментатора и корректурные бланки для испытуемого. На каждом бланке напечатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (например; радость; дом т. п.). Для регистрации времени выполнения задания необходим секундомер. Для записи результатов опыта полезно заранее подготовить форму для протокола

Порядок работы. Занятие групповое. Экспериментатор выдаст каждому испытуемому по корректурному бланку и сообщает инструкцию к заданию. Испытуемый должен, последовательно просматривая буквенный строки, обнаружить скрытые в них слова.

Инструкция испытуемому: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых ecть сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственном числе. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».

Эксперимент заканчивается после просмотра всех строк. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания каждым испытуемым и сообщает его испытуемому.

Обработка результатов

— Проверить результаты корректурной пробы по программному бланку.

— Подсчитать общее количество подчеркнутых испытуемым слов.

— Подсчитать количество пропущенных слов (р).

— Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (г).

— Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (т).

— По формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (А).

— Вычислить скорость выбора (S).

— Совместно определить для всей группы испытуемых средние значения избирательности внимания и скорости выбора. Проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со среднегрупповыми результатами. Сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания.

Среднегрупповые значения

серия 1 серия 2 серия 3
кол-во ошибок время, с кол-во ошибок время, с кол-во ошибок
2,52 104,91 0,86 39,95 3,71

Контрольные вопросы

Дайте определение устойчивости и концентрации внимания.

— Какие условные количественные показатели используются для измерения устойчивости и концентрации внимания?

— Какая измерительная шкала использована в данном задании?

— Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчивости внимания?

— Что понимается под избирательностью внимания и какие характеристики ее вы знаете?

— Как вычислить показатели избирательности внимания?

— Какая измерительно-оценочная шкала применена в этом задании?

— Каков общий принцип лабораторных приемов исследования избирательности внимания?

Устойчивость внимания и эмоциональное равновесие (2-1)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: