Распределяемость внимания

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторная работа

Тема : Внимание

Цель работы:раскрыть значение внимания в познании человеком реального мира, в различных видах деятельности; выявить зависимость внимания от психического склада личности (в т. ч. от интеллектуального и волевого развития), сформировать интерес к проявлениям внимания и способам его развития в учебной деятельности.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация диагностико-консультативной работы со студентом по оказанию психологической помощи в оптимизации внимания, определения рекомендаций по управлению вниманием.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ :

1. Понятие «внимание»

2. Механизмы внимания

3. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

4. Свойства внимания: концентрация, переключение, распределение и объем

5. Методы изучения и развития внимания

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотреть ниже описанные методики как иллюстрацию свойств и видов внимания, приемов их развития.

2. Спланировать деятельность по выполнению учебной задачи. На каждом этапе плана попытаться предусмотреть проблемные моменты его выполнения по следующей схеме: проблемные моменты, причины возникновения, пути предотвращения.

3. Прочитать ход опытов, выполнить задания, дать ответы на поставленные вопросы.

4. Осуществить сопоставительный анализ показателей всех опытов, сделать заключение о развитии свойств внимания и разработать рекомендации по развитию этих свойств у обследуемого.

ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Распределяемость внимания

Опыт 1.1

Цель. Изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых.

Ход опыта.

1) Испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них ? число, прибавляя при следующей букве по 3, т. е.: «а ? 1», «б ? 4», «в ? 7», «г ? 10», «д ? 13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф».

2) Испытуемый пишет числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке ? от 20 до 1.

3) Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что-нибудь в тетради (например, + ? + ? + ? и т. д.).

Опыт проводится в паре студентов. Регистрируется затраченное время (в с.) и количество ошибок. Анализируется, насколько легко и равномерно протекают оба вида деятельности. Результаты опыта сопоставляются со средними значениями в группе.

Опыт 1.2

Цель. Роль упражнений в распределяемости внимания.

Ход опыта.

Опыт проводится в паре студентов.

1) Испытуемые должны выполнять одновременно два действия, например, письменно производить счет и произносить наизусть стихотворение.

Регистрируется количество ошибок и быстрота действий, как показателями распределяемости и упражняемости внимания.

2) Предлагают написать свою фамилию и одновременно вслух назвать буквы, входящие в это слово, в обратном порядке.

Почему при первой попытке это сделать не удается? Какое свойство внимания требуется для выполнения задачи? Проследить роль упражнений в развитии этого свойства, выполнив задание 5 раз и зарегистрировав результаты.

Определение устойчивости внимания

Опыт 2.1

Цель. Наблюдение фактов колебания внимания.

Материал. Большая таблица с двойственными изображениями (Рис. 1), секундомер.

Ход опыта.

Опыт проводится в паре студентов.

Распределяемость внимания

1) Опыт производят следующим образом. Экспериментатор показывает испытуемым рисунок. Подождав, пока испытуемые в достаточной мере освоятся с наблюдаемым при рассмотрении рисунка явлением, испытуемому предлагают внимательно в течение определенного времени смотреть на рисунок 1. При этом испытуемый должен отмечать (стуком карандаша) те моменты, когда он видит лестницу или карниз, что выражает колебание внимания. Количество ударов фиксируют в течение 1 мин. Для того чтобы весь опыт протекал гладко, необходимо заранее поупражняться в его проведении.

Рис. 1. Стимульный материал опыта 2.1

Регистрация результатов: экспериментатор в такт ударам ставит слева направо точки. Точки ставит над чертой, когда испытуемый начинает произносить «карниз», и под чертой, когда произносит «лестница».

Получается примерно такое изображение:

«лестница»: . . .. . . .

«карниз»: …. …

Экспериментатор на основании полученных данных определяет общее число сменившихся фаз в течение 1 мин., среднюю продолжительность фазы «лестница», среднюю продолжительность фазы «карниз» и записывает результаты.

2) После этого опыт повторяют, но на этот раз при установке испытуемого на «лестницу», т. е. при его стремлении видеть на рисунке все время только лестницу. Результаты второго опыта сравнивают с результатами первого.

3) Затем испытуемому предлагают с помощью волевого усилия удерживать то или иное положение изображения, задерживать его движение и снова стучать карандашом при смене положения сечения. Экспериментатор отмечает временные промежутки по секундомеру.

На основании полученных материалов делают вывод о том, что по мере нарастания утомления интервалы колебания внимания увеличиваются, для преодоления неустойчивости внимания необходимы волевое усилие и саморегуляция.

Тренажер для развития внимания Корректурная проба (Bourdon B.) развивающая игра


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: