Духовный аспект речевого поведения

О культуре речи

Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется в том, как человек говорит. Культура речи – это степень владения человеком родным языком, это качество его речевого поведения. Речевое поведение обычно оценивают в двух аспектах – нормативном и этическом.

Нормативный аспект речевого поведения

Норма – это то, как правильно произносить и писать слова, строить предложения. Нормы вырабатываются в процессе развития языка и фиксируются учеными в специальных изданиях. Нормативный аспект культуры речи всегда волнует тех, кто не равнодушен к родному языку. Как правильно: кв’артал или кварт’ал? Вкл’ючим или включ’им? Почему нельзя говорить «я извиняюсь», «я кушаю»? Человек, владеющий нормами литературного языка, никогда не скажет: п’оняла, красив’ее, компроментировать.

Этический аспект речевого поведения

Речь должна соответствовать не только акцентологическим, орфоэпическим, лексическим и грамматическим нормам, но и этическим, то есть она не должна противоречить правилам поведения, принятым в обществе. Говорить о культуре речи с этической точки зренияэто значит отвечать на вопросы: «чем опасна грубая, вульгарная речь?», «можно ли употреблять жаргонные слова?», «почему нельзя материться?». Например, употребляя слово «морда», мы не нарушаем норму собственно языковую. А вот этическую норму можем нарушить. Обратимся к толковому словарю. Если слово «морда» мы употребим, говоря о животном, то всё хорошо, словарь не дает нам в этом случае никаких помет. Если скажем так о лице человека, то нарушение нормы будет: словарь предупреждает нас пометой «грубо», а если мордой назовем человека (у, морда!), то это будет бранью: словарь в этом случае дает помету «бранно». О мате и говорить не приходится: не зря же матерную лексику называют обсценной, или непристойной, а также табуированной, то есть находящейся под запретом. Произнося грубые, вульгарные, матерные слова, мы нарушаем этические нормы, то есть нормы приличного поведения, принятые в обществе.

Духовный аспект речевого поведения

Однако для людей, как то показывает ряд современных компетентных исследований, существенным является и духовный аспект нашей речи. Доказано, что существуют духовные законы, которые действуют столь же неизменно, как и законы физические. И один из духовных законов такой: зло, которое ты причинил другому, ты причинил себе, добро, которое ты сделал другому, ты сделал себе. В применении к речевому поведению этот закон действует так: если ты назвал кого-либо нехорошим словом, нагрубил ближнему, (согрешил), то есть сделал нечто такое, за что будешь наказан. Этот строгий закон, запрещающий оскорблять ближнего, установлен Самим Богом: «Кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Матф.5:22). Но нельзя не только обзывать ближнего, но и произносить грубые слова. «Слово гнилое да не исходит из уст ваших», – говорит апостол Павел, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф., 4: 29, 30). И там же он продолжает: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф., 4:31). Оскорбляя людей (а если сквернословим, то оскорбляем и Бога, и Божию Мать), мы тем самым навлекаем беду на себя. Иоанн Златоуст писал: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает…». Нельзя и пустословить, так как за каждое слово мы дадим ответ на Страшном Суде. В Священном Писании есть такие слова: «…ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мтф. 12:36-37).

Итак, в повседневной жизни, в семье, мы должны соблюдать собственно языковые и этические нормы. И, конечно, должны помнить о существовании духовных законов и о том, что слово – это совсем не пустяк. Именно в семье мы должны соблюдать эти законы, потому что заповедь о любви к ближнему мы можем исполнить прежде всего по отношению к своим самым близким людям, то есть к членам своей семьи. Говоря грубые, непристойные слова, мы лишаем своих близких душевного мира, соблазняем их, а в Священном Писании сказано: «… горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7).

Речь, которую слышит ребенок, влияет на формирование его личности. Основы личности, – говорят психологи, – формируются до 5 лет. Дальше начинают складываться мировоззрение, взгляд на мир, отношение к людям, общественным явлениям. Если в раннем детстве и в школьные годы человек находится под влиянием грязных слов и вульгарных интонаций, то, конечно, он вырастет с раненой душой и болезненным характером. Дома мы должны создать благоприятную речевую среду, такую, в которой легко и радостно живется и детям, и старикам, и нам самим. Однако мы не можем защитить нашего ребенка от того, что он слышит вне стен дома: в школе, на улице, в транспорте. Выход есть: мы можем привить ему иммунитет против грубости, словесной расхлябанности и пошлости.

Построение речевого канала как главный навык


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: