Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришли разные животные. Он выставляет по одной картинке с изображением какого-либо животного и дважды произносит предложение, побуждая малышей к повторению.
Медведь прибежал из леса.
Лиса прибежала из леса.
Волк прибежал из леса.
Заяц прибежал из леса.
Ежик прибежал из леса.
Далее воспитатель сообщает детям, что медведь, лиса, волк, заяц и еж —это животные. Он предлагает малышам найти в игровом уголке животных, изображенных на картинках: «На картинку посмотри и игрушку подбери». Дети находят игрушки, а педагог комментирует: «Медведь любит реветь. Лисичка — рыжая сестричка. Волк —зубами щелк. Зайчик —побегайчик. Ежик —острый, как ножик».
Игра «Поставь возле»
Воспитатель расставляет на столе игрушки и по очереди обращается к детям с просьбами: «Маша, поставь зайчика возле медведя. Вова, поставь ежика возле лисички…»
Малыши выполняют просьбу педагога и по возможности комментируют свои действия: «Я поставила зайчика возле медведя. Я поставил ежика возле лисички…»
Занятие 2
Цели. Развивать речь детей в процессе речевой подвижной игры. Обогащать словарь детей глаголами. Развивать слуховое, фонематическое восприятие. Учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями; запоминать короткий рифмованный текст.
Наглядный материал. Плюшевый медведь.
Ход занятия
Игра «Играем с мишкой»
Воспитатель держит в руках медведя, совершает с ним различные действия и комментирует:
Мишка стоит, стоит, стоит.
Мишка сидит, сидит, сидит.
Мишка лежит, лежит, лежит.
Мишка спит, спит, спит.
Мишка встает, встает, встает.
Мишка идет, идет, идет.
Мишка топает, топает, топает.
Мишка хлопает, хлопает, хлопает.
Мишка прыгает, прыгает, прыгает.
Мишка лапой дрыгает, дрыгает, дрыгает.
Мишка пляшет, пляшет, пляшет.
Мишка лапой машет, машет, машет.
При повторном проведении упражнения малыши повторяют предложения вслед за педагогом (глаголы произносятся 3 раза).
Игра «Мишка»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ.
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
Мы попрыгаем, как мишка:
Гоп-гоп-гоп-гоп.
Игра проводится не менее 3 раз, а затем закрепляется вне занятий. Постепенно дети запомнят стихотворение.
Занятие 3
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарный запас детей по теме. Учить играть в сюжетные игры. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Наглядный материал. Игрушки: белка, медведь, лиса, заяц, еж, волк, корзинка с орехами.
Ход занятия
Игра «Белочка с орешками»
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости из леса пришла белочка, она принесла корзинку с орешками и хочет угостить других зверушек. Педагог разыгрывает сценку из стихотворения (белочка раздает орешки зверюшкам).
Белочка пришла,
Орешки принесла.
Медведю дала,
Лисичке дала,
Зайчику дала,
Ежику дала,
А волку не дала.
Он зверюшек пугал,
Он зверюшек кусал,
Он с ними не играл.
Воспитатель повторяет игру несколько раз, вызывая речевую активность детей.
Игра «Куда прыгнула белочка?»
См. тематический цикл «Дикие животные» (занятие 3).
Чтение без наглядного сопровождения
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке,
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
Там дают морковку
На обед.
В. Хорол
Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» (тринадцатая неделя)
Занятие 1
Цели. Обогащать активный словарь детей по теме. Учить детей строить предложения с предлогом с. Учить отличать детенышей от взрослых животных.
Наглядный материал. Картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Ход занятия
Игра «На картинки мы глядим»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называет животных, обращая внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детки, детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2—3 раза.
Мы на стульчиках сидим,
На картинки мы глядим:
Вот медведь с медвежатами,
Вот лиса с лисятами,
Вот волк с волчатами.
Вот заяц с зайчатами,
Вот ежик с ежатами.
Игра «Кто где?»
Воспитатель использует картинки из предыдущего упражнения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детеныш: «Где медведь? А где медвежата? (Дети показывают.) Медведь взрослый, а медвежата детеныши. (Дети повторяют предложение.) Где лиса? А где лисята? Лиса взрослая, а лисята детеныши…»
Занятие 2
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом с. Побуждать детей к активным высказываниям. Обогащать словарный запас детей антонимами. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, много, ни одного. Способствовать сенсорному воспитанию.
Наглядный материал. Картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Игра «Кто с кем живет?»
Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением медведя), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет медведь?» Дети должны ответить: «Медведь живет с медвежатами».
Лиса живет с лисятами.
Волк живет с волчатами.
Заяц живет с зайчатами.
Еж живет с ежатами.