Iii. структура и особенности стиля научного реферата

В научном реферате выделяются следующие структурные элементы

  • титульный лист
  • содержание (оглавление, план)
  • введение
  • основная часть
  • заключение и выводы
  • список использованной литературы
  • приложение (если в этом есть необходимость)

На титульном листе указывается: название вуза, факультет, кафедра, полное название темы научного реферата, фамилия и инициалы студента, фамилия, инициалы, ученое звание и степень научного руководителя (см.: Приложение 1). Титульный лист входит в количество страниц научного реферата, однако номер страницы на нем не проставляется, так что следующая страница начинается с номера 2.

Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы научного реферата, цели и задачи, основные проблемы работы. Во введении нужно дать краткую характеристику состояния изучаемой проблемы в современной науке. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы. Однако написать эту незначительную по объему, но очень важную часть работы нелегко. Поэтому рекомендуется окончательный вариант введения оформлять уже на заключительном этапе, когда достаточно полно будут определены результаты работы в соответствии с поставленными целями.

Основная часть работы должна быть посвящена анализу научной и учебной литературы по теме научного реферата. Рекомендуется при рассмотрении источников идти от общего к частному, т.е. сначала показать, составной частью какой более широкой проблемы является данная тема. При анализе литературы необходимо четко разграничить обсуждаемые положения авторов и свои собственные мнения, выводы, возражения. Нужно соблюдать меру в рассмотрении разных источников и без необходимости не отводить обсуждению одной работы множество страниц. Важно показать историю развития взглядов на изучаемую проблему, хотя степень подробности исторического экскурса можно широко варьировать в зависимости от темы исследования.

При написании работы следует обратить внимание на особенности стиля научного реферата. Научный текст относится к числу институциональных текстов,т.е. таких, где речь осуществляется в традиционно заданных формально-языковых рамках. В число институциональных научных текстов входят такие, как статья, монография, диссертация, рецензия, тезисы, реферат, аннотация., доклад, лекция, курсовая работа, дипломная работа и др.

К характерным чертам изложения письменного научного текста можно отнести следующие:

  • точность, логичность, однозначность;
  • высокая информативность и аргументированность;
  • отвлеченность и обобщенность;
  • нейтральность и безличность;
  • сдержанность и неэмоциональность;
  • трафаретность и традиционность и др.

Помимо указанных черт, можно отметить еще и некоторые другие. Для стиля научной работы характерно:

1) обращение к прецедентным текстам (известным, узнаваемым, авторитетным — именам, цитатам, примерам, заглавиям и т.д.);

2) демонстрация и обобщение системных отношений анализируемых единиц в виде схем, таблиц, стилизованных рисунков;

3) именной характер текста, т.е. преобладание существительных (часто отглагольных) над глаголами (ср., например, отсутствие, употребление, использование, понимание и т.п.);

4) употребление фамилий авторов с инициалами; экономное использование местоимений: он, она, ему и т.п. вместо называния имен;

5) уклонение от резких оценок анализируемых научных работ;

6) неуместность безапелляционных и категоричных суждений*.

Везде, где в работе идет речь о первоисточниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу. Библиографические ссылки по месту расположения делятся на несколько групп:

  • внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);
  • подстрочные (помещаются внизу страницы, под строками основного текста);
  • затекстовые (за текстом всей работы);
  • комбинированные (сочетание вышеуказанных).

Рекомендуется в соответствующих местах текста указывать в квадратных скобках номер, под которым обсуждаемая работа значится в списке литературы, приведенном в конце. Например: [7].

Если Вы ссылаетесь сразу на несколько работ, в скобках указываются их номера, разделяемые запятой или точкой с запятой, например: [7, 10, 15 и др.] или [7; 10; 15 и др.]. При изложении данных или взглядов какого-либо автора, работу которого Вы не смогли прочитать, нужно ссылаться на источник, материалы которого использовались, например: цит. по [15].

Подчеркнем еще раз то, что в основной части научного реферата излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, дается анализ собранного материала, делаются обобщения. Поскольку работа объемна, ее не следует излагать сплошным текстом. В соответствии с планом реферат должен делиться на параграфы, смысловые части. Необходимо

соблюдать логику изложения материала, особое внимание уделять плавным переходам от параграфа к параграфу и от одного структурного элемента реферата к другому. В тексте можно помещать необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося по усмотрению

*Более подробно см.: Мыркин В.Я. Дипломная работа: Методические рекомендации для студентов факультета иностранных языков.- Архангельск: Изд-во ПГУ, 2002.- С. 11-16.

автора часть его в приложение.

Заключение содержит итоги работы, выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть предельно четкими, краткими. Здесь не допускается объяснение или обсуждение сделанных выводов и их доказательств путем ссылок на литературные источники. В выводах не следует повторять содержание введения и основной части. Выводы, как правило, нумеруются. Не рекомендуется искусственно увеличивать их число. Ценность работы определяется не числом выводов, а их содержанием, значимостью. Этот раздел не должен превышать одной-двух страниц.

Приводимый список литературы свидетельствует об объеме использованных источников, состоянии изучения исследуемой проблемы и уровне навыков работы с научной литературой. Все использованные литературные источники нумеруются и располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

В список включаются все литературные источники, независимо от того, имеются ли в тексте реферата ссылки на эти произведения или последние не цитировались, но были использованы автором при работе над темой реферата. Оформление списка использованной литературы производится с учетом общепринятых правил.

В Приложение можно вынести описание большого по объему текстового материала, графические таблицы, схемы, рисунки и т.п. На одном листе возможно размещение нескольких иллюстраций небольшого размера. Все иллюстрации должны иметь общую нумерацию (арабскими цифрами) и обозначаться словом «Рис.» (рисунок), например: «Рис.1», «Рис.4» и т.д. В тексте, к которому относится та или иная иллюстрация, делается ссылка на нее. Каждая иллюстрация должна иметь точное и краткое наименование (название), а в отдельных случаях и необходимый пояснительный текст. Если иллюстрация, схема сделаны не самостоятельно, а приводятся автором из какой-либо другой работы, то делается ссылка на источник. Аналогичны требования и для таблиц, графиков и другого иллюстративного материала.

В правом верхнем углу каждого отдельного листа помещается надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера, например: «Приложение 1». Приложения не входят в объем страниц научного реферата.

Объем научного реферата должен соответствовать 20-25 страницам машинописного текста. Эта норма достаточно условна, поскольку достоинство выполненной работы не находится в прямой зависимости от ее объема.

Для наглядности представим модель реферата научной статьи в виде следующей таблицы*

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

I. Вводная часть В статье «…», помещенной в журнале «…» №… за год, рассматриваются реферата вопросы (проблемы, пути, методы)

Автор статьи – известный ученый…

Статья называется

носит название

под названием

озаглавлена

под заголовком

опубликована в

II. Тема Тема статьи –

статьи, ее общая …

характеристика Статья на тему… теме

Статья посвящена проблеме

вопросу

Статья обобщение

представляет изложение

собой описание

анализ

обзор

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

III. Проблема В статье речь идет (о чем?)

статьи говорится (о чем?)

Рассматривается (что?)

дается оценка (чему?)

(чего?)

анализ (чего?)

изложение (чего?)

Сущность сводится (к чему?)

проблемы заключается (в чем?)

состоит (в чем?)

IV. Композиция Статья делится на … части (-ей)

статьи состоит из … частей

начинается (с чего?)

заканчивается (чем?)

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

V. Описание Во введении формулируется (что?)

основного дается определение (чего?)

содержания

статьи

определяются цель

задачи

В начале излагаются цели

статьи задачи

_________________________________________________________________________________

*Таблица взята из кн.: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. — М.: Флинта, Наука, 1997.- С. 78-81.

Далее дается проблемы исследования

общая харак- глав статьи

теристика частей

В статье автор ставит следующие

затрагивает проблемы

освещает

останавливается (на чем?)

касается (чего?)

В основной излагается (что?)

части проводится аргументация

(чего? в пользу чего? против чего?

дается обобщение (чего?)

научное описание

(чего?)

В статье также затронуты такие вопросы, как…

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

VI. Иллюстрация Автор пример(ы) подтверждающие,

автором своих приводит факты иллюстрирующие

положений ссылается цифры его положения

данные

В статье приводится

дается

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

VII. Заключение, Автор приходит к выводу, что…

выводы автора подводит нас к заключению…

делает вывод

подводит итог

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что…

утверждает,

что…

В заключение говорится, что… (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…

Iii. структура и особенности стиля научного реферата

VIII. Выводы В итоге можно сказать

и оценки необходимо подчеркнуть

референта хотелось бы отметить

Таким нашло отражение…

образом, в убедительно доказано…

статье получили исчерпывающее

освещение…

Оценивая работу в целом, можно утверждать…

Безусловной заслугой автора является…

Заслуга автора состоит (в чем?)

заключается

Основная состоит (в чем?)

ценность заключается

работы

Достоинством работы является…

Недостатком

К достоинствам работы относятся…

недостаткам

С теоретической точки зрения важно

практической существенно

Вызывают возражения

сомнения

Нельзя (не) согласиться с…

Существенным недостатком работы можно считать…

5.7 Научное познание и знание — Философия для бакалавров


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: