Частной особенностью публицистического стиля является употребление не считаемых существительных в форме множественного числа разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др. В некоторых жанрах публицистики употребляются существительные во множественном числе в особом значении. Например, существительное власти употребляется в значении совокупность лиц, облеченных высшими полномочиями (городские власти), свободы — со значением конкретизации (политические свободы).
К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед Утверждайте социальную справедливость.
Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите давайте подумаем, не прозевайте и др.
Встречаются в публицистическом стиле, хотя и редкое, риторически-возвышенные формы существительных 3-го склонения единственного числа в творительном падеже: властью, жизнью, кровью и под. Публицистически окрашенными считаются и причастные образования на –омый (ведомый, влекомый, несомый и под.)
— МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Морфологические особенности публицистического стиля лежат в сфере статистических закономерностей, т.е. существуют определенные формы, которые чаще используются именно в этом стиле и поэтому становятся его морфологической особенностью. Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что публицистического стиля характерно настоящее и прошедшее время. Причем по употреблению форм настоящем времени данный стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым . Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается сиюминутный ; характер описываемых событий, поэтому и используется настоящее время: 3 апреля начинается визит Минск Премьер-министра Республики Польша; Через две недели открывается концертный сезон; Писатель Виктор Астафьев не любит шумных городов и живет затворником в родном селе Овсянка под Красноярском (и газет).
Форма прошедшего времени здесь более частотна по сравнению с официально-деловой и научной речью и мене частотна, чем в языке художественной литературы: С большим успехом завершился нынешний театральный се зон в Дрезденской государственной опере.
В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции,, разговорные частицы ведь, вот, даже лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, I нем возрастает нагрузка производных предлогов как более конкретных (по сравнению с непроизводными), а главное — однозначных показателей тех или иных отношении: б области, в сторону, на основе и др.
— СИНТАКСИЧЕЧКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Публицистический стиль отмечен рядом синтаксических особенностей. В нем много экспрессивных конструкций, отсутствующих в официально-деловой речи и крайне редких научной. Например, риторические вопросы: В эту реши тельную мину ту- выдержит ли, выдюжит ли русская рука? (Л. Леонов); Много ли надо, чтобы увидеть небо в алмазах? (С. Кондратов), вопросно-ответная форма изложения — действенная форма оживления речи, своеобразны! диалог с адресатом: Разве Пушкин объяснялся без конца* любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)! повторы (или так называемый ложный плеоназм): Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает давление жизни (А.Н. Толстой), восклицательный предложения:- Что вы делаете! Ведь вы плодите убийц! Ведь вот перед вами классический образец вашего собственного чудовищного рукоделья.(С. Кондратов). Кроме того, в публицистической речи часто можно встретить раз! личного рода расчленения текста, т.е. такие конструкция когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется — позиционно и интонационно- и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция Земельная реформа- -какова ‘ее цель?; Новые портят фракции парламента и Советы- кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы от была не декорацией и не декларацией, а реально влияла т улучшение нашей жизни?; На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, которая не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?; Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).
Дня публицистического стиля (в отличие от научного официально-делового) характерно частое использованием инверсивного порядка слов. Здесь активно применяется актуализация логически значимых членов предложения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели совместно с руководством управления исправительно- трудовых учреждений. Исключения составляли предприятия добывающей промышленности; Прибывшие накануне посевной несколько вагонов с удобрениями белорусских химиков сельчане вынуждены были в спешном порядке отправить назад — в Солигорск; После прекращения военных действий в иракской столице обстановка постепенно нормализуется; Воюет армия с природой (из газет),
В стилистической системе современного русского языка публицистический стиль занимает промежуточное положение между разговорным, с одной стороны, и официально-деловым и научным -с другой.
— ЖАНРЫ СТИЛЯ
Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы произведений» (М.М.Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет); аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и художественно-публицистический (эссе, очерк, фельетон, памфлет). В перечисленных жанрах реализуются те черты и признаки, которые заключают в себе функциональный стиль.
Публицистические тексты выполняют две основные функции: сообщение информации и воздействие на массового адресата. Сложная стилевая картина этого стиля обусловлена двойственностью его функциональной природы. Этим двуединством предопределен основной стилистический принцип публицистики, который В.Г.Костомаров называет единством, сопряжением экспрессии и стандарта. Первая, информирующая, функция проявляется в таких особенностях стиля, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность. Другой, воздействующей, функцией детерминируется открытая, социальная оценочность и полемичность, простота и доступность изложения. Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим функция воздействия.
Любой функциональный стиль реально существует лишь как совокупность жанров. Так научный стиль – это не что иное, как научная статья, доклад, выступление, монография и т.д. Т.е. жанры научной речи, воплощающие характерные черты языка науки. Художественный стиль – это лирическое стихотворение, поэма, баллада, сонет, новелла, повесть, роман и др. жанры поэзии и прозы. Когда мы говорим о газетно-публицистическом стиле, то также имеем ввиду его жанры – очерк, фельетон, интервью и т.д.
1. Понятие риторического идеала.
2. Виды риторических речей.
3. Приемы привлечения внимания аудитории