Информация существует не сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
Информационный процесс – это совокупность действий, проводимых над информацией, представленной в определённой форме, с целью достижения определённого результата. [5]
Сбор информации
Предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе с информацией, поскольку от цели сбора и методов последующей обработки полностью зависит конечный результат работы всей информационной системы.
Технология сбора подразумевает использование определённых методов сбора информации и технических средств, выбираемых в зависимости от вида информации и применяемых методов её сбора. На заключительном этапе сбора, когда информация преобразуется в данные, т.е. в информацию, представленную в формализованном виде, пригодном для компьютерной обработки, осуществляется её ввод в систему. [4]
Хранение информации
Для ввода в ЭВМ информация об условиях задачи и методе её решения должна быть перенесена на специальный носитель, с которого она воспринимается ЭВМ.
Ранее использовались бумажные карты (перфокарты) или ленты (перфоленты), на которые буквы, цифры, другие символы наносились с помощью специальной системы знаков, например, совокупности пробитых и непробитых позиций.
Также применялись магнитная лента, гибкие диски (дискеты).
В настоящее время применяются жесткие диски, компакт–диски, DVD, флеш–карты и др.
Процесс передачи
Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними.
Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
Источник информации – это тот элемент окружающего мира (объект, процесс, явление, событие), сведения о котором являются объектом преобразования.
Потребителем (приёмник) информации является элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения).
Сообщение от источника к приёмнику передаётся в материально–энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигнал и т. д.) по каналу информации.
Человек воспринимает сообщение посредством органов чувств.
Приёмники информации в технике воспринимают сообщения с помощью различной измерительной и регистрирующей аппаратуры.
В обоих случаях с приёмом информации связано изменение во времени значений какой–либо величины, характеризующей состояние приёмника.
В этом смысле информационное сообщение может быть представлено в виде функции X(t), характеризующей изменение во времени материально–энергетических параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы.
Чаще всего функция X(t) может принимать любые вещественные значения в диапазоне изменения аргумента t.
Например, температура в интервале времени измерения может непрерывно изменяться от некоторого начального значения до некоторого конечного. При этом функция X(t) передаёт характер изменения температуры во времени. В таком случае мы встречаемся с непрерывной или аналоговой информацией, источником которой обычно являются различные природные объекты, объекты технологических процессов и др.
Информационные сообщения, используемые человеком, чаще носят характер дискретных сообщений.
Таковыми являются, например, сигналы тревоги, передаваемые посредством световых и звуковых сообщений.
Дискретными являются также языковые сообщения, передаваемые в письменном виде или с помощью звуковых сигналов; сообщения, передаваемые с помощью жестов и др.
Из–за ограниченной точности чувственного восприятия и используемых измерительных приборов человек воспринимает непрерывную информацию чаще всего в дискретной форме.
Примером этого является определение по термометру цифрового значения температуры с определенной точностью.
Объектом передачи и преобразования в ЭВМ является дискретная информация.
Для её представления применяется так называемый алфавитный способ. [2]
Информацию можно:
- создавать;
- передавать;
- воспринимать;
- использовать;
- запоминать;
- принимать;
- копировать;
- формализовать;
- распространять;
- преобразовывать;
- комбинировать;
- обрабатывать;
- делить на части;
- упрощать;
- собирать;
- хранить;
- искать;
- измерять;
- разрушать и др.
Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов.
Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.
Современные информационные технологии позволяют обрабатывать информацию централизованным и децентрализованным (т.е. распределённым) способами. [4]
1. Централизованный способ.
Предполагает сосредоточение данных в информационно–вычислительном центре, выполняющем все основные действия технологического процесса обработки информации. Основное достоинство централизованного способа – сравнительная дешевизна обработки больших объёмов информации за счёт повышения загрузки вычислительных средств.
2. Децентрализованный способ.
Характеризуется рассредоточением информационно–вычислительных ресурсов и распределением технологического процесса обработки информации по местам возникновения и потребления информации. Достоинством децентрализованного способа является повышения оперативности обработки информации и решения поставленных задач за счёт автоматизации деятельности на конкретных рабочих местах, применения надежных средств передачи информации, организации сбора первичных документов и ввода исходных данных в местах их возникновения.
3. Смешанный способ.
Характерны признаки двух способов одновременно (централизованный с частичной децентрализацией или децентрализованный с частичной централизацией).