Исторически концепции культуры

Культура, как объект социологического анализа

Понятие культуры — в научной трактовке культура рассматривается как масштабная система человеческой активности по значимости сравнимая с обществом всей совокупностью социальных связей.

Культура- явление небиологическое, но развивается при опоре на природную среду. Культурный ландшафт без природы создать невозможно. Связи человека с природной средой носят осмысленный характер.

Определение — целостный устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо этноса или граждан страны, который складываясь исторически обновляется и вместе с те сохраняет идентичность самому себе в течении столетий. Поведение людей- функция культуры.

Аналитические методы исследования культуры начались в 19в. Философы создали теоретическую базу — Ф.Шлегель, Г.Гегель, Ф.Ницше; антропологи и этнографы- Э.Тэйлор, Л.Г.Морган- вырабатывали аналитические принципы анализа.

Социология культуры раскрывает связь между ценностно-смысловым содержанием общественной практики, принципами самопознания, строением целостной духовной деятельности, с одой стороны, и социальными институтами, структурой общества с другой, применительно к разным этносам, социальным системам и историческим ситуациям.

К.Зиммель, М. Вебер, П.Сорокин показали близость социологического и антропологического анализа. П.Бурдье, В.Липп, Ю.Штагль, Й.Вайс выработали концептуальные обобщения, соотнесение смысловых конструктов культуры с системами действий социальных групп, условиями жизни народов, в том числе и тех, которые достигли уровня постинустриальной культуры.

Исторически концепции культуры

1. Идеалистический взгляд на культуру-совокупность идей, циркулирующих в обществе. Объективный идеализм- не выделяет личность или общество в качестве фактора, оказывающего обратное воздействие на культуру, так как она имеет собственную трансцендентальную реальность, человек к ней только приспосабливается. Субъективный идеализм- выделяет особую роль явлений нематериальной культуры (нормы, идеалы и т.д.), которые созданы человеком и отдельно от него не существуют.

2. Реалистический подход рассматривает культуру как атрибут социального поведения, выраженного в социальных институтах, традициях, привычках. Культура — социальное наследие, включающее в себя как материальные, так и нематериальные артефакты (идеи, обычаи, институты).

3. Материалистический подход выделяет материальное производство в качестве первичного фактора, который определяет эволюцию культуры.

4. Функционализм- для изучающего культуру внешнего человека, она представляет собой лишь культурную информацию, он не окультурирован и не разделяет ее идеалов. Если культуры отделены от носителей, то они не боле чем символы ушедшей жизни. Природа артефакта связана с его функций в данной культуре. Если функция претерпела изменение, то и объект стал другим, даже если форма осталась прежней.

5. Психоаналитический подход — (З. Фрейд, К. Юнг). Культура основана на отказе удовлетворения желании бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Сублимация- переключение первичных инстинктов человека на высшие формы психической деятельности (научную, художественную и т.д.). Прогресс культуры приводит к уменьшению человеческого счастья. К.Юнг- архетипический фундамент культуры.

6. Аксеологический подход рассматривает культуру как категорию ценности. Каждая сфера деятельности имеет ценностное измерение- ценности материальной жизни, экономики, политики, искусства и т.д. Эти ценности автономны, но выстроены в иерархию. Например, эстетический подход к миру в эпоху античности, абсолютизация ценности религиозной идеи в период Средневековья, политические ценности в тоталитарных обществах. П. Сорокин — модель культурных изменений, на основе анализа трех ценностных суперсистем: (1) идеациональная(ориентированная на духовное, сверхчувственные ценности) система; (2) чувственная система(ориентированная на эмпирическое восприятие реальности); (3) идеалистическая (сочетает оба типа с превалированием идеационального) система. Ценность служит основным фундаментом культуры.

7. Структуралистский подход (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, У.Эко) — познание культуры структурным анализом знаковых систем и культурных текстов. Структурализм изучает механизмы взаимодействия человека с внешним миром. С одной стороны, процессы преобразования внешних воздействий в индивидуальные представления (выделение значимой информации и ее оценка). С другой стороны, механизмы преобразования представления в знаки и символы, которыми человек отвечает на воздействие среды. Структуралисты поставили задачу выявления логики культуры (закономерности функционирования языков науки (Леви-Стросс); отношения слов и вещей (М.Фуко); аналогии между структурами бессознательного и структурами языка (Ж.Лакан); универсальная социология письма, позволяющая создать метаязык, с помощью которого можно описать всю современную культурную ситуацию (Р.Барт); развитие семиотики, наука о знаково-символических системах (Московско-тартуская школа -Ю.Лотман и Б.Успенский); концепция диалога культур (М.Бахтин, Б.Библер); семиотический анализ культуры (Ю.Лотман, М.К.Петров).

2. Основные концепции культурно-исторического процесса


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: