Часть первая (А) Искусство индуизма, буддизма, ислама
36 час.
36 час.
24 час.
Тема 1. Близость традиционного искусства Востока семиотическим принципам древнего искусства. Связь с религиозными представлениями. Наиболее существенные отличия искусства Востока от искусства Запада.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 2. Сакральная символика индуистского храма. Символика круга, квадрата и креста. Символика алтаря. Храм – центр Мира. 32 типа мандалы в основании храма. Памятники пещерного зодчества.
4 час.
4 час.
2 час.
Тема 3. Основные принципы индуистской скульптуры. Особенности индуистского канона красоты; асурический элемент как неотъемлемая часть этого канона. Чувственный характер индийских скульптур. Связь скульптуры и танца. Танец Шивы – наиболее известное скульптурное символическое изображение «танца Вселенной».
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 4. Индуистский танец. История становления храмовых танцев. Их связь с мифологией. Основные части искусства танца. Язык жестов. Используемые средства для выражения темы танца и передачи эмоционального настроя. Типы и стили индуистского танца.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 5. Музыка в системе индуистских представлений. Раги – устойчивые мелодические гаммы, их разновидности и деление каждой раги на пять нот. Естественные корреляции раг как отражение основ музыкального искусства Индии, строящегося на законах союза человека с Природой.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 6. Роль искусства в буддизме. Основные сведения и буддизме и его отличии от индуизма. Три главные ветви буддизма (хинаяна, махаяна и ваджраяна). Искусство как средство визуальной поддержки буддийских догм.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 7. Образ Будды – главная тема в искусстве буддизма. Эволюция образа Будды: от ранних символических изображений до более поздних, включающих трансцендентные черты (махаяна). Гандхарская школа.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 8. Основные отличия искусства хинаяны (тхеравады) и махаяны. Основные принципы буддийской архитектуры. Символика ступы.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 9. Основные геометрические и иные символы буддизма. Мандала – «карта Мира». Символика и типы мандал. Тибетская Калачакра.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 10. Буддийская танка – искусство создания сакральных образов на ткани. Разновидности и символы танки.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 11. Исторические сведения о становлении искусства ислама.Принципы и методы искусства ислама. Отражение кочевого семитского менталитета в искусстве ислама. Культура ислама – культура Слова. Графический по преимуществу характер искусства ислама. Проблема изобразительных запретов в искусстве ислама.
4 час.
2 час.
2 час.
Тема 12. Значение орнаментики. Символика арабески. Составные части арабески, виды арабески. Смысл и цели стилизации как основного творческого приема в мусульманском искусстве.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 13. Сакральная архитектура ислама. Семиотика мечети. Заимствованные из иных этнокультурных традиций элементы. Символика мавзолея. Современные тенденции в архитектуре мечети как отражение изменений в догматике ислама.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 14. Искусство каллиграфии. (Искусство калама). Основные исторические сведения. Реформы арабской письменности. Разновидности письма, символика. Проблема нечитаемых надписей.
час.
2 час.
2 час.
Тема 15. Влияние культуры Ирана на формирование искусства ислама.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 16. Суфийская литература: суфийская поэзия и притчи. Многомерность и сложная символика суфийской поэзии. Творчество Руми, Хафиза, Омара Хайама, Саади и др. Притчи – уникальный жанр религиозно-учебной литературы. Цикл о Хадже-Насреддине.
4 час.
2 час.
2 час.
Тема
Всего
Аудиторные занятия
Самост. работа
Часть вторая (Б) Искусство Китая и Японии. Искусство каллиграфии в дальневосточной традиции.
32 час.
32 час.
24 час.
Тема 1. Китайская пейзажная живопись – основной вид искусства Китая. Исторические сведения о формировании китайского пейзажа. Связь с системами религиозных идей. Отличия китайской живописи от живописи Запада.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 2. Китайские свитки – закрытые картины. Основные принципы. Вертикальные и горизонтальные свитки. Материалы, технические приемы, «инструментарий» китайского художника. Принципиально иное в отличие от западной традиции восприятие китайской живописи, служившей одним им средств духовного общения.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 3. Основные жанры китайской пейзажной живописи. «Горы и воды», «птицы и цветы», «растения и насекомые», «люди» и др. Особенности творчества китайских живописцев. Многослойная символика китайских свитков.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 4. Китайская живопись в самые ранние периоды своей истории. Творчество Гу Кай-чжи и Чжан Цзы-цяна. Китайский пейзаж в классическую эпоху (Тан и Сун). Возникновение литературной академии Ханьлинь и ее влияние на творчество китайских мастеров. Работы Ван Вэя, У Дао-цзы, Ли Сы-сюня, Ли Чжао-дао и др.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 5. Китайские средневековые теоретические трактаты по живописи (Сэ Хэ, Го Си др.). «Шесть законов живописи» Сэ Хэ. Значение многовековой традиции в искусстве Китая..
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 6. Ван Вэй, поэт и художник, основатель монохромной живописи тушью. «Живопись интеллектуалов».
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 7. Художники эпохи Сун. Поэт и живописец Су Ши, Ми Фэй, Цуй Бо, Ван Симэн, Чжан Цзе-дуаня, Ли Тана, Ма Юаня и др. Роль академии в Кайфыне. Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века. Культ старины. Основные современные тенденции.
Тема 9. Синтоистская основа японского искусства. «Культура предания». Принцип дзюн-гяку («всё движется туда-сюда»). Поэтика ёдзё (сверхчувства). Культура молчания («разговор без слов»). Мононо-аварэ (грустное очарование вещей). Представление о красоте и гармонии как основа японского искусства.
4 час.
2 час.
2 час.
Тема 10. Пейзажная живопись Ямато-э («живопись на японские темы»). Постепенный отход от китайских канонов. Влияние литературы на формирование основных принципов японской живописи.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 11. Женская и мужская живопись как отражение особенности японского менталитета и миросозерцания. «Гэндзи-монотогари эмаки». «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу X века – важное культуропределяющее явление. Цикл «Развлекающихся зверей» (образец мужской живописи). Появления жанра сатирического рисунка, манга (эпоха Эдо).
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 12. Поэзия Мацуо Басё. Басё – признанный мастер жанра «хайку» («хокку»), противостоящего классической аристократической поэзии. Хокку – «сжатая до точки Вселенная».
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 13. Кацусика Хокусай – художник, поэт, прозаик (эпоха Эдо). Картины Хокусая, гравюры, рисунки, иллюстрации к книгам. Краткость и сжатость японской гравюры. Суримоно (поздравительные открытки) – уникальный вид творчества японских графиков.
2 час.
2 час.
2 час.
Тема 14. Искусство каллиграфии в дальневосточной традиции. Формирование каллиграфической традиции в Китае. Поэт, живописец и каллиграф Су Ши. Творчество представителей «живописи интеллектуалов». Музыкальность искусства каллиграфии. Каллиграфия в современной Китае (Ци Байши, Хоу Иминь и др.). Досужие печати.
4 час.
2 час.
2 час.
Тема 15. Развитие каллиграфической традиции в искусстве и культуре Японии в рамках синтеза каллиграфии, поэзии и живописи. Каллиграфия Рёкана, Басё. Вариации на тему стихотворения Басе «Старый пруд».