Это игры для ребят: «как зверушки говорят?»

УДК 376.36 ББК 74.3 С89

Серийное оформление Ю. Б. Кургановой

Суздальницкая, Т. Р.

С89 Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. Из опыта работы / Т. Р. Суздальницкая. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 32 с. — (Библиотека логопеда-практика).

ВК 978-5-8112-3044-0

В пособии представлен оригинальный авторский материал для занятий по развитию речи: рифмованные словосочетания, забавные стихи и потешки.

Стихотворный речевой материал можно использовать не только для работы над звукопроизношением и развитием фонематического восприятия, но и для формирования слоговой структуры слова, пополнения лексического запаса, развития связной речи, развития воображения, тренировки слухо-речевой памяти.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям детских садов, а также родителям.

ББК 74.3 УДК 376.36

— © ООО «Издательство «АЙРИС-
18ВК 978-5-8112-3044-0пресс», 2008

• От редакции

Эта книга состоит из двух частей. В первой части представлены рифмованные словосочетания и двустишия, во второй — забавные стихи и потешки. Весь материал — авторский. Стихи сочинялись не только в процессе специальной работы по развитию речи ребенка, но и в процессе непосредственного общения с ребенком. Поэтому в книге нет четкой градации и сложной системы в размещении речевого материала. При выборе тех или иных стихотворных строчек для работы над звукопроизношением необходимо учитывать не только общие закономерности (от простых для произношения позиций звука в слове к сложным и т. д.), но и индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка.

Одним из несомненных достоинств этой книги является то, что все рифмованные строчки и стихи можно использовать не только для автоматизации звуков и развития фонематического восприятия, но и для формирования слоговой структуры слова, пополнения лексического запаса, развития связной речи, развития воображения, тренировки слухоречевой памяти.

Можно пополнять словарный (лексический) запас, объясняя незнакомые слова и понятия (Иду на мыс попить кумыс.) или задавая вопросы (Пес не ест овес. —А что он ест?). Можно получать новую грамматическую конструкцию, то есть построение фразы, изменяя слова (Маленькие киски нюхают сосиски. — Вкусные сосиски в животе у киски.). Можно обучать рассказыванию (Расскажи, что было дальше?). А можно придумать с ребенком свои рифмованные фразы (Маленькие киски спрятали сосиски.) и т. д.

Замечательный прием — дидактическая игра «Бывает или не бывает». Можно подобрать фразы, допускающие двойное толкование, фразы-небылицы, фразы-бессмыслицы и дать простор чувству юмора и фантазии ребенка, при этом развивая его мыслительные способности. Таких фраз в книге множество (Геркулес уехал в лес. Бронзовые люди на бронзовом верблюде. Пенал попал в бокал. Шмель попал в метель. Пюре во дворе. Сельдь свалилась со стола, хвостом махнула — уплыла и др.)- Эта игра помогает ребенку усваивать точный смысл употребляемых в контексте фразы слов, неочевидный на первый взгляд (Шумно шелковые шали шелестели и шуршали. — Не бывает! Шелестеть и шуршать шумно нельзя. А как бывает? Тихо шуршали шелковые шали.). А на примере фразы Я на подушке кушал пампушки можно порассуждать об употреблении слова «кушать». Прямой пример установления причинно-следственных связей: Ли-ли-ли, ли-ли-ли, летом лютики в пыли. — Почему? Потому что растут рядом с дорогой.

Надеемся* эти небольшие пояснения помогут лучше ориентироваться на страницах этой книги.

• Педагогам от автора

Дорогие педагоги: логопеды, дефектологи и воспитатели!

В этой небольшой книге вы найдете не только короткие рифмованные строчки, которые пригодятся вам для развивающих и коррекционных занятий, но и короткие стихотворения. Автор надеется, что они понравятся детям и пригодятся вам не только на занятиях, но и в игре или в бытовой жизни детей в детском саду. А может быть, и вашим собственным детям или внукам. Автор будет благодарен за любые отзывы и замечания по содержанию книги, присланные на адрес редакции.

• Родителям от автора

Какое это счастье — наблюдать за первыми шагами маленького человека, слышать его первый лепет! А как забавно он произносит первые слова, смешно путает звуки! Эти словечки потом входят в семейные истории и легенды. Как это приятно!

Но проходят месяцы, а иногда и несколько лет… А некоторые звуки так и не выговариваются. Что же делать? Как помочь малышу правильно заговорить?

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Эта книга составлена из маленьких стихотворений в несколько слов. Они пригодятся и на занятиях с логопедом, который учит вашего ребенка, и просто для того, чтобы позабавить малыша. Звуки в них подобраны так, что ребенок сможет научиться произносить их правильно. Ему будет интересно и весело повторять эти рифмованные строчки.

При работе с определенными звуками надо опираться на звуки, которые ребенок произносит без искажений, просить повторить только нужный слог, договаривать слово за взрослым. Можно отрабатывать произнесение отдельных слогов, затем включать их в слова, а затем и в стихи. А позже вы сможете разучить с ребенком новые скороговорки и песенки, которые тоже есть в этой книге.

Как правило, последовательное овладение звуками в норме — такое:

1. Гласные.

2. Согласные:

• губные М, П, Б;

• заднеязычные К, Г, X;
« губно-зубные В, Ф;

• среднеязычный И;

• зубно-зубные 3, С;.

• щелевые Ж, Щ, Ш;

• переднеязычные Т, Д, Н;.

• аффрикаты Ц, Ч;

• Л;

• Р.

Гласные

* а

За окном шумит листва, Повторяем вместе А.

* У

Мы присели на траву И запели тихо У.

* О

Нам от лампочки светло, Повторяем дружно О.

* И

Прилетали соловьи, Повторяем громко И.

Согласные

* С и Сь

Летит оса! Беги, лиса!

Мне в носок попал песок.

Сухо в лесу — воды понесу.

У нас — носы, у вас — усы. У кого это — у нас? У кого это — у вас?

Дядя Стае выпил квас.

Маленькие киски нюхают сосиски.

Вкусно-вкусно есть капусту.

Иду на мыс попить кумыс.

Сунул наш пес нос в пылесос.

Коляска, коляска, поехали в сказку.

Пес не ест овес.

Геркулес уехал в лес.

Скалка и скакалка.

Я достану два стакана.

Столько спали, что устали!

Сельдь свалилась со стола. Хвостом махнула — уплыла.

Сладкий пес — соленый нос.

Славный пес сладость нес.

Детям нужны сладкие сны.

Мы — лисята, вы — гусята.

Сеня косит сено.

Лисенок Семка нес тесемку.

Сюда, сюда беги, вода!

Из сосульки «кап» вода — светит солнышко сюда!

Смело стану лить сметану.

Света смело песню спела.

Совсем одна стоит стена.

Свинки свеклу всю поели — снова свеклу захотели.

Светлячок слону сказал: «Я с луны сюда упал!»

* 3 и Зь

Зайка, зайка, вылезай-ка! Коля в камзоле. Зою зовут: «Зоя, мы тут!» Зову козу, она — внизу. Завяли розы — «Заели козы!» Поздняя езда — на небе звезда. Зябнуть зяблику нельзя!

Земляника есть в лесу — ее из леса принесу!

Возьмись за ум — возьми изюм!

Ночью поздняя езда — светит на небе звезда.

Здесь не зря видна заря.

Будильник: «Дзынь!» — постель покинь.

Новый лобзик тетя Зина принесла из магазина.

Бронзовые люди на бронзовом верблюде.

Замерзла река — зима ведь близка.

* Ц

На цаплю — бац! — упал матрац.

Идет боец — врагам конец.

Единица — не годится!

Царь и царица напились водицы.

Будем гордиться Москвою-столицей!

На блюдце целый ананас приготовили для нас.

Иностранцы затеяли танцы.

Победители-бойцы — вот какие молодцы

* Ш

Маша и Яша шапками машут.

Петушок — малышок.

Петушок нашел мешок.

Шелковые шляпы у мамы и у папы.

Эй, Мишутка, что за шум? Это тихо я дышу.

Я принял решенье: не есть вермишели.

Новые шины у нашей машины.

Наш шалаш, а не ваш!

Я ладошкой гладил кошку.

Я на подушке кушал пампушки.

«Эй, сова, куда летишь?»

— «Тише, тише!.. Видишь: мышь!»

Этот мышонок — такой малышонок!

Ты, малыш, меня услышь!

Мишки — плутишки.

Мышка — малышка.

Школьник в школу шел пешком.

Шалуны, где штаны?

Вот штаны, шалуны!

Шпала упала.

К шкафу пошел — шляпу нашел.

Шведы едут.

Мы идем вшестером.

Коля в школе.

Пшенная каша, милая наша.

* Л и Ль

Как-то Мила лампу мыла.

Шалун катил валун.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу, это лупа на полу.

Вал был мал. ,

Пенал попал в бокал.

Вол мыл пол.

Волы несут столы. ‘

Вол играл в футбол.

Вол забил гол.

Сел на стул и уснул.

Коля ныл: «Я пол помыл…»

Я стоял и паял.

Кот линял, но мух гонял.

Метелки из елки.

Осел-новосел.

Пчелка на елке.

Я сидел и глядел.

Белка-пыхтелка.

Михаил купил косилку и поставил на носилки.

Вилки для Милки.

Сала было мало.

Коля и Ля ля по полю петляли.

Птичка-коноплянка пела на полянке.

Лейка, налей-ка!

Лева и Леша хлопали в ладоши.

Самолет идет на взлет.

Ли-ли-ли, ли-ли-ли, летом лютики в пыли.

Под кленом — лен.

Клим ел блин.

Вот, улитка, где калитка!

Тили-тили, тили-тили, мы коляску покатили.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, Люба, я тебя люблю!

Люди лютики искали — много клюквы потоптали.

На пальто была медаль. Потеряли? Ах, как жаль!

Метель метет на ель.

Шмель попал в метель.

Король не любит соль.

И моль не любит соль.

В бутыль попала пыль.

Тюльпаны для Юли из белого тюля.

Плывет ялик, а в нем рояли.

Будильник — холодильник.

Мы — ужата, вы — ежата.

Бери рожок — и на лужок.

Я жука в руке держу, жук жужжит: «Жу-жу-жу-жу».

Женям хлеба не давали, Жени бублики жевали.

Эти лужи тех не хуже.

Лыжники на лыжах подкатились ближе.

Богач купил мяч.

Луч упал на ключ.

Куличи, куличи, вы откуда? — Из печи!

Дочь идет помочь.

Чайка чайничек несла, чайка чаю налила.

Волчонок и галчонок катили бочонок.

Чучело-мяучело, всех оно замучило.

Сел Емеля на качели!

А у пчелки нету челки.

У девчонки две ручонки.

Калачи и куличи. Калачи пока в печи.

На кочку катили бочку.

Водичка из тучки льется на ручки.

Птички-синички.

Курочка зерно клюет, яичко курочка дает.

* Щ

Щегол из чащи щавель тащит.

Щеки у щенка белые пока.

Щенок поел щербет — -щербета слаще нет.

Щетки у тетки.

Щечки как бочки.

Щеки у Леки.

Не плещите щи в плащи.

Щуку ищу — поймал и тащу.

Лещ и клещ стащили вещь.

* Ки Кь

На камне — макака.

Макака пьет какао.

Уколы для Коли.

Кате и Миле куклу купили.

Макака так толкала бак.

Собака пьет из бака.

Сунул жук лук в сундук.

Вадик ходит в садик.

Глубока у нас река.

Килька с китом ставили дом.

Бедный Никита — нет аппетита!

* Г и Гь

Ягоды: брусника, клюква, голубика.

Плакал гусь: «Я боюсь!»

Гусь, не трусь!

Ноги на дороге.

Геля любит гели.

Гена мыл гиену.

Гера носит гетры.

Гимнастика для пластики.

Фляги у коряги.

Флаги из бумаги.

* Р и Рь

Бил баран в барабан.

У вороны нет короны.

Руки — крюки.

Рыба рыдала — икры не хватало.

Буря на море, а Боря на заборе.

Баран попал в буран.

Борт приходит в порт.

Повар варит, детям дарит.

Пир на весь мир.

Сыр попал в кефир.

Пираты были рады.

Стоит собор, а рядом бор.

Травка-муравка.

Тра-та-та, красота!

Тетрадки в порядке.

Трое ворон трогали трон.

Тропка для Степки.

Труба трубит — и враг убит!

Трудно не трусить!

Гетры — два метра!

Ветры и метры.

Бросил дротик бегемотик.

Дрыхнет маленький дракон, про дракона видит сон.

Правила поправили.

Робкая пробка.

Провели провода — пробегут поезда.

Катя крутит тонкий прутик.

Прыгалки попрыгали, мы ногами дрыгали.

Добрая кобра.

Два брата-пирата.

Бери в рот бутерброд.

Народ поехал вброд.

Бровки у коровки.

Бери брусок, бросай в песок.

Бобры добры.

Надели фрак и ходим так.

Фраза по заказу.

Фрося просит.

Ягоды и фрукты — разные продукты.

Цифры писали — пальцы устали.

Враг будет врать.

Вроде подходит.

Я ору, а не вру!

Врун попал в бурун.

Мишка-врунишка, обманул мартышку.

В рыбном месте рыбы вместе.

Рву траву.

Крапива красива.

Крона и корона.

Кролик на роликах.

Мы кругом обходим дом.

Укрыли одеялом — Арина задремала.

Миша с Гришей крыли крышу.

Матвей-грамотей.

Еда — ерунда!

Рита вымыла корыто.

Торт уехал на курорт.

Громко гром грохочет, напугать нас хочет.

Гром гремит, гроза грозит.

Корку — в норку.

Трубили в горн на мысе Горн.

Груня не грубила, а громко говорила.

В разные игры играют тигры.

Звери били в двери.

По морям плывет моряк.

Рядом репка, укроп и редька.

Редко-редко ели редьку.

Ловко Вовка плел веревку.

Рюшки для хрюшки.

Вратарь читал букварь.

Снегирь надул пузырь.

Вратарь погрыз сухарь.

Теперь откроем дверь.

Питоны и тритоны.

Тяпка и тряпка.

Я смотрю и хитрю.

Кудри у Кати — прямо до платья.

Дрель играет трель.

Дряхлый дед дремал в обед. ,

А я упрямо топал прямо!

Где упал — там привал.

Я худела до предела.

Битва за бритву.

Хрюкнул хряк и в воду — бряк!

Брелок кладу в кулек.

Брюки на брюхе.

Крикнула Лена: «Кривое полено!»

Креветки для Светки.

Крякнула утка: «Я на минутку!»

На зубок попал грибок.

Грива красива.

Гребенка для ребенка.

Как ведром, грохнул гром.

Грянула гроза — закрывай глаза.

Грядки в порядке.

*Т и Ть

Мята помята.

Тапки на лапки.

Бил поток в потолок.

Там — гиппопотам.

В тумане ходит Ваня.

Валя — на тумбе, тумба — на клумбе.

Надели боты, пропели ноты.

Катя в халате.

На халат упал салат.

Кот не пил компот.

Летели утки две минутки.

Летели утки седьмые сутки.

Кит не спит.

Кит летит — вода кипит.

На урок возьми творог.

Твой творог — а мой пирог.

Ткани для Тани.

Дети тянут сети.

Тина — паутина.

Тень на плетень.

А у Темы тетя дома.

Тюльпаны для Анны.

У тюленей нет коленей.

Тяпнул тяпкой, тюкнул лапкой.

Тяжко бедняжке.

Плеть и клеть.

Собаке гость оставил кость.

* Д и Дь

Давка на лавке.

Есть вода, и есть еда.

Доги на дороге.

Доля для Оли.

Я с водой и с едой.

Дуня где? — На пруду.

— Я туда за ней пойду.

Нет воды и нет еды.

Дыни для Мини.

Дымок в потолок.

Едва растет трава.

Два кота и два кита.

Дворник вымел дворик.

Двое героев.

Две утки-малютки.

Две Вали зевали.

Сом на дне не виден мне.

Сидят медведи на диете.

Дима! Спать необходимо!

Димка-невидимка.

Юная дева ходила по хлеву.

Девять веток — девять деток.

Злюка-гадюка.

Не бери гадюку в руку.

Надя гладит.

Дядя Федя на мопеде.

Ехидну не видно.

* В и Вь

Вот сова, а вот — халва.

Вова с Ваней любит ванну.

Вова бегал снова.

Пароходы любят воду.

Вулкан-капкан.

Поглядите на сову. Сова лопает халву!

Ивы красивы.

Ивы и сливы.

Владик гладит.

Шахматная королева ходит вправо, ходит влево.

Внуки и внучки — вот почемучки!

Внук делал лук.

Вкусно-вкусно есть капусту.

* Ф

Милая фамилия.

Был фонтан людям дан.

Неохота делать фото.

Квас налили на софу? — Фу!

Вот футбол — забейте гол!

Флаги и фляги.

Дракон унес флакон.

Ваза — фраза.

Фрукты — продукты.

Вот для роты фронт работы.

* П и Пь

Палата маловата.

Хлопали попу.

Поля на поле.

Пушки палят, пули летят. Пылесос пыль унес. Шляпы для папы. Пили и плыли. Милка — копилка. Петя пел, папа ел. Петя песок сыпал в носок. На заре ел пюре. Пюре во дворе. Пятно, да не одно. Пять утят долго спят.

* Б и Бь

Баба Аня ходит в баню.

Съел банан — и на диван.

Бублик у бабули.

Больной, иди домой!

Болит нога, болят бока.

Эти буквы — будто клюквы!

Рабы едят бобы.

На бюро кладу перо.

Вот беда! Бежит вода!

Белка бегала бегом — потеряла где-то дом!

Собака пьет из бака.

Был бык невелик.

Слабая жаба.

Билеты для Светы.

Дифтонги

* Я

Ябеда ела яблоко.

Еду прямо, вижу — яма.

Мы набрали ягод на год.

Яша часто ходит в ясли.

* Ю

Юла юлит и нам велит.

Юля — в июле, Марта — в марте.

Мы были у Юли недавно, в июле.

Юбки для Любки.

* Ё

У ёлки есть иголки. У ёжика — тоже.

Ёжик и ёлка любят иголки.

* Е

Еле-еле кашу съели.

Ехали соседи — Емеля и Федя.

Ева сидела и ягоды ела.

Скороговорки

* С

Свищет серый соловей,

Светит солнышко сильней.

* Ш

В шерстке шелковой бока

— Что за шубка у щенка!

Наши шелковые шали

Шелестели и шуршали.

А лошадке не нужны

Шуба, шапка и штаны!

* Р

Крабы, кролик, комары

— Буква «Р» рычит внутри!

Крепко руки грабли взяли,

Травку ровно расчесали.

* Ч

Черепашка чешет щечки

— Чем бы вычистить чулочки?

* Л

Любит Лешка ладушки,

А Илья — оладушки.

* Ц

Цаплю трудно научить

Солнце циркулем чертить.

* 3

Звоню с базара на вокзал

— Кто здесь завтрак заказал?

* Ж

Желтый жирненький жучок

Очень жадный мужичок!

Жадный жук набил живот,

Но по-прежнему жует.

* Щ

Щекотал щегол щегленка

— Щебетали звонко-звонко!

Песенка про ворон

Три храбрые вороны

Держали оборону,

Швыряли макароны

Врагам они в лицо!

И храбрые вороны

В процессе обороны

Победу одержали

Над сворой наглецов!

И с номером коронным

— Швыряньем макаронным

Они вошли в когорту

Прославленных борцов!

Песенка про синичек

Жили-были три синички,

Три веселые сестрички.

Но имели эти птички

Очень разные привычки.

Одна любила кашу,

Другая простоквашу,

А третьей каждый день Готовить было лень!

Про зверушек

Ушки, хвост, четыре ножки Прибежала в гости кошка.

У кого колечком хвостик?

Это наш веселый песик.

Из-под рогов блестят глаза —

Глядит внимательно коза.

Остроклюва, белобока Симпатичная сорока.

И подковы есть, и грива —

Этот конь такой красивый.

Это игры для ребят: «Как зверушки говорят?»

Мы с тобой играем в игры.

Как рычать умеют тигры?

Мы таскали кирпичи,

Ну-ка, дочка, порычи!

Неизвестно, почему

Говорит корова: «Му!»

В зоопарке есть жираф. Говорят собачки: «Аф!»

Не ходите далеко!

Скажет курочка: «Ко-ко!»

Я вам что-то подарю.

Поросенок скажет: «Хрю!»

Дети любят шоколадки.

Как там цокают лошадки?

КАК ГОВОРЯТ ЖИВОТНЫЕ? Звуки животных для детей || Учим животных для самых маленьких


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: