Игры для будущих школьников

Эти три игры — из программы «Игротренинг» бывшей сотрудницы лаборатории Рузиной М. С. Они были сконструированы на основе традиционных игр

и выполняют конкретную задачу: помочь инертным детям, собирающимся в школу. Дети играют в них с определенным увлечением. Курсивом даются комментарии, указывающие происхождение игры.

а) Дом-улица-детсад-школа

Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название. Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному. Дом: мама, завтрак, кровать… Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий… Детсад: воспитатель, игрушки, группа… Школа: учитель, доска, звонок…

Кто сбился или замешкался — выходит из игры.

Для Пятилетних детей каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.

Для шестилетних детей перед каждой новой игрой можно устраивать маленький «мозговой штурм», предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.

Второй вариант той же игры. Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: «Дом, улица, садик, школа, дом…). Внезапно ведущий замолкает. Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.

(В основе — традиционная игра многих народов «Небо-земля-вода-огонь». По ее схеме построено множество современных треншговых игр.)

б) Рассеянный Ваня

Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника: .

— ручка,

— карандаши (два),

— линейка,

— тетрадки (две),

— учебники (два),

— дневник
Водящий произносит:

— Ваня ищет карандаш!

— Здесь! — откликается «карандаш», вскакивая.

Затем опять садится.

— Ваня ищет тетрадки!

— Здесь! — откликаются обе «тетрадки» и быстро меняются местами.

В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произносит:

—Ваня ищет весь портфель!

Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает место зазевавшегося, игра начинается заново.

(Первоисточник — неоднократно описанная в этнографических сборниках забава детей прислуги, дворового люда. Расторопность ценилась в этом кругу едва ли не более других добродетелей. Дети, подражая родителям, обыгрывали процедуру утреннего одевания барыни.

«Барыня просит чепчик! —Здесь!— Барыня просит перчатки! — Здесь!— Барыня просит весь туалет/..»)

в) Без света

Если лампа в комнате перегорела или электричество отключили, портфель придется собирать на ощупь. Получится ли? По одну сторону стола ставят портфель, то другую — корзину для игрушек. На столе раскладывают школьные принадлежности: тетради и папку к ним, карандаши, ручку, линейку, учебники, а кроме этого — мелкие игрушки, машинки, куклы. Ребенку завязывают глаза. Взрослый начинает равномерно считать вслух или включает секундомер. Ребенок собирает портфель, причем сначала тетрадки вкладывает в папку, карандаши и ручку — в пенал. Попадающие под руку игрушки отправляются в корзину.

В этой игре ребенок соревнуется сам с собой, запоминая, на каком числе он закончил сборы в первый раз, а затем постепенно это число уменьшая. Возможно соревнование двоих детей, если они сопоставимы по темпу деятельности.

(Первоисточник — девичья забава. Во время зимних деревенских посиделок девушки могли смешать на столе два вида крупы, затем затушить свечу или лучину. Каждая начинала в темноте сортировать крупу, беря ее из общей кучи. Через некоторое время свечу зажигали, и все смотрели, кто сколько крупы разобрал. Парни в игре не участвовали, но между делам присматривались, насколько хозяйственны их будущие невесты).

Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения).

Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Рассматривая факты, полученные в наблюдениях над детьми — будущими флегматикам», и .подбирая им игры для тренировки нервных процессов, мы сделали предположение о том, что эти игры — особенно те, что помогают выработке внутреннего торможения, — могут оказаться полезными и для детей с неуравновешенными нервными процессами (т. е. детей, имеющих явное преобладание возбуждения над торможением); Если исходить из физиологических закономерностей, то это представлялось вполне реальным.

Поскольку в детском саду, где в это время велись наблюдения, было восемь детей с четко выраженными особенностями поведения именно сильного неуравновешенного типа, то их включили в группу изучаемых детей; Сначала они вносили в нашу работу некоторую дезорганизацию, но через 10—12 дней стало проявляться изменение поведения, они стали лучше вести себя на занятиях, в играх начали подчиняться правилам, почти перестали нарушать их.

Бросалась в глаза общая их черта: они стремились получать ведущую роль в игре, и, если это удавалось, из них получались хорошие лидеры. Это попытка представляется очень обнадеживающей.

Главное же то, что мы убедились, что коррекция нежелательных типологических черт у детей вполне реальна, как это и предвидел И. П. Павлов.

Тесты для детей ! Тест на логику ! Проверь себя ☺


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: