Помогайте людям находить свои собственные фундаментальные принципы. О каких принципах, открываемых людьми, вы можете рассказать?
В историях из этой книги вы могли прочитать о людях, осознающих важные ценности и развивающих связи с внутренними принципами. Для своих собственных историй найдите такие образы обучения и развития, которые ставят вопросы и стимулируют дальнейшее самоисследование. Обратите внимание на примеры в этой книге. Мы исследовали принципы:
• равновесия (Карл Валленда );
• сочувствия (мать Тереза );
• прощения (Махатма Ганди );
• постижения истины (отшельник );
• мужества (пересечение реки );
• коуч-позиции (монах и его техника тонглен );
• убедительной цели (Дэвид Ригмор ).
Создайте метафору, утверждающую сильную ценность. Покажите своим слушателям ясный образ того, как они могут глубоко проанализировать собственную жизнь и как все действительно может стать по-другому.
Заповеди матери Терезы
Этот известный свод принципов, часто называемый Заповедями матери Терезы, много где цитировался. Написанный Кентом Кейтом, этот практичный свод правил – отличный пример ключевых фраз, которые работают!
Поступай так все равно
Люди часто неблагоразумны, нелогичны и эгоцентричны.
Все равно прощай их.
Если ты делаешь добро, люди могут обвинить тебя в скрытом эгоизме.
Все равно делай добро.
Если ты добиваешься успеха, то наживешь фальшивых друзей и настоящих врагов.
Все равно добивайся успеха.
Если ты честен и открыт, люди могут обмануть тебя.
Все равно будь честным и открытым.
То, что ты строил годами, люди могут разрушить в одну ночь.
Все равно строй.
Если ты будешь безмятежен и счастлив, люди могут позавидовать твоему счастью.
Все равно будь счастлив.
Добро, которое ты сделаешь сегодня, люди часто забывают назавтра.
Все равно делай добро.
Отдавай миру лучшее, что у тебя есть, хотя этого никогда не достаточно.
Все равно отдавай миру лучшее, что у тебя есть.
Ведь в конечном счете все это останется между тобой и Богом.
Все равно никогда это не было между тобой и людьми.
Кент Кейт
Создайте присутствие
Вы можете использовать свою метафору, чтобы создать присутствие . Ваша история станет сильной, когда вы будете присутствовать .
Описание ценностей открывает осознанность нашей собственной глубоко ассоциативной внутренней истины. Сделайте вывод – возможно, это будет принцип, отдающий должное опыту самоосознания и осознания истины. Продемонстрируйте внутренний опыт: как герой истории понимает, что у него есть выбор, или как он движется в направлении, помогающем осуществить этот выбор.
Если ваша аудитория пробуксовывает в прошлом, то расскажите историю, которая перенесет их в «осознанность настоящего». Создавая образы, вы можете переместить своих слушателей в трансформационный момент присутствия (настоящее время) и в раскрывающееся будущее. Вы создаете трансформационный скачок от сюжета старой истории к новому вовлекающему опыту в любом своем рассказе.
Часто бывает полезно позволить старым убеждениям создать оригинальный контекст для намечающейся трансформации. Хороший пример этого – история «Мари и шокотерапия». Опишите старые убеждения, а также чувства и ощущения, связанные с этими убеждениями. Отметьте, как физически выглядит слушатель, как он ведет себя во время повествования, – что происходит с человеком, когда он проживает это убеждение. Отметьте целый ворох сложных мыслей, направленных на себя, который сопровождает переживание этого опыта. Затем укажите в своем рассказе на то, как эту ситуацию можно обнаружить и изменить. В истории «Милтон и Джордж» мы видели, как Милтон Эриксон готовился к тому, чтобы пообщаться с Джорджем в палате Ворчестерской психиатрической больницы. Он поставил себя на место Джорджа и строил свой план, основываясь на особенностях поведения Джорджа, на его старых убеждениях.
Используйте фразу-открытие, которая доступно показывает случай из прошлого или привычку как отрезок на жизненном пути. Например: «Люди иногда так проживают свою жизнь, как будто пробуксовывают на одном месте ». А после, на контрасте, продемонстрируйте другие ценности, отношения, жизненный опыт, которые открывают дверь к обновлению жизни. Задача – детально разработать контекст, формы, звучание и ключевые ценности трансформированной осознанности, встроенной в действие истории. Смените декорации, чтобы описать расширенное присутствие, внутреннюю свободу и способность быть вовлеченным во внутреннюю и окружающую жизнь таким образом, который демонстрирует гораздо большую осознанность.
Развивайте трансформационный потенциал и показывайте, что обрести его не так уж сложно. Опишите образы того, что будет в результате качественного сдвига, опишите расширенную осознанность – говорите, используя для этого и язык тела. Опишите внутренние ценности, с которыми слушатели теперь связаны. Опишите, каким образом это трансформирующее видение может давать настолько больше. Теперь у ваших слушателей есть способ по-иному приобретать жизненный опыт и воспринимать разные стороны своей жизни. Сделайте так, чтобы этот процесс продолжался, чтобы он стал для людей чем-то, что им хотелось бы поддерживать и развивать для самих себя.