Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»
Цель: обучить детей способам вегетативного размножения комнатных растений
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам труда; становление самостоятельности, целенаправленности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений: объектах окружающего мира, об особенностях природы.
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Физическое развитие: развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движения, общей моторики.
Методы и приёмы:
— Практические: игра, физминутка, посадка комнатных растений разными способами
— Наглядные: рассматривание, показ
— Словесные: художественное слово, беседа, объяснение, ответы на вопросы
Оборудование и демонстрационный материал: комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков с названием «Зеленые друзья», покровное стекло для ящика, клеенки, фартуки, конверт с письмом, карточки-модели, машинка с пультом управления, презентация с анимированной божьей коровкой, проектор.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Дидактическая игра «Друг или враг?» |
Познавательно-исследовательская | Беседы о насекомых, растениях, отгадывание загадки |
Коммуникативная | Ответы на вопросы, рассказы детей |
Чтение художественной литературы и фольклора | Стихотворение к физминутке |
Двигательная | Физминутка «Божьи коровки» |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд, труд в природе | Посадка комнатных растений разными способами, сбор материалов и оборудования, приведение в порядок своего рабочего места |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
В группу въезжает машинка, к которой прикреплен большой конверт. Педагог обращает внимание на конверт, пытается прочитать обратный адрес, но он смазан. | Проявляют интерес к конверту, к тому, от кого письмо пришло. | Создана познавательная мотивация | |
Сообщает, что письмо живое. Предлагает отгадать загадку. Включает презентацию с анимированной божьей коровкой. Проводит беседу о божьей коровке, задает вопросы, при необходимости задает наводящие вопросы, предлагает выбрать соответствующую модель. Обращает внимание на то, что божья коровка спит, т.к. зимой она «засыпает» — впадает в состояние анабиоза. | Отгадывают загадку: Спина красная, На ней черные круги, С каждой стороны По три ноги. Кто это? (божья коровка) Отвечают на вопросы, выбирают соответствующую модель объясняют принадлежность божьей коровки к классу насекомые. | Развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация; формируются первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы. Развивается связная, грамматически правильная речь. | |
«Божья коровка» «просыпается», здоровается, спрашивает, где она находится, предлагает прочитать письмо от своих друзей. Предлагает сказать, от кого это письмо. Рассказывает о том, что у ее зеленых друзей приключилась беда – появились у них враги. | Общаются с божьей коровкой, читают письмо: «Дорогие ребята! Мы живые и все чувствуем, нам так же бывает больно, как всему живому на Земле. Мы не можем убежать, потому что наши корни в земле, не можем сказать: «Не надо, нам больно!», потому что никто не понимает шороха наших листьев». Делают предположение, что письмо пришло от комнатных растений. | Развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация; формируются первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы. Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. | |
Проводит дидактическую игру «Друг или враг?» | Играют в игру: из предложенных карточек с изображением божьей коровки, щитовки, тли, червеца и набора карточек с названиями насекомых составляют пары (название — изображение) и определяют, кто из них друг комнатных растений, а кто – враг. | Развивается общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками. | |
«Божья коровка» рассказывает о себе, предлагает детям сказать, почему она так называется. Рассказывает, что божьей коровкой ее назвали потому, что она выделяет «молочко», правда не белое, как у коров, а оранжевое. На самом деле это не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы, ни пауки. Поэтому яркая окраска не мешает жить божьей коровке. | Слушают рассказ: божья коровка только кажется безобидным жучком, а на самом деле она – хищник. Она бегает по веточкам и листочкам в поисках еды. Ее еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Божья коровка съедает за день до 200 тлей, а ее личинка еще прожорливей. Делают предположения о названии божьей коровки. | Развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация; формируются первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы. | |
Проводит физминутку «Божьи коровки» | Выполняют движения по тексту: Мы божьи коровки (прыжки) — Быстрые и ловкие (бег на месте)! По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками), А после в лес гулять пойдем (идут по кругу). В лесу черника (потянуться вверх) и грибы (приседание)… Устали ноги от ходьбы (наклоны)! И кушать мы давно хотим (погладить животик)… Домой скорее полетим («летят» на свои места)! | Развивается координация, гибкость, равновесие, координация движения, общая моторика. | |
«Божья коровка» просит помочь ее друзьям – комнатным растениям. Предлагает разобрать модели комнатных растений и по ним определить, есть ли такие растения в группе, назвать их, рассказать, почему их называют комнатными. Спрашивает, из каких частей состоят растения, для чего нужны корень, стебель, лист, цветок, плод, семя; что нужно, чтобы растения хорошо росли. | По моделям определяют и называют комнатные растения: сансевьера – щучий хвост, бальзамин – огонек, аспарагус, герань, хлорофитум. Используя модели, рассказывают, что комнатными называют растения, которые выращивает человек в своем доме, заботится о них, а растения в свою очередь приносят пользу человеку: создают красоту и уют; очищают воздух, выделяют кислород, поддерживают влажность воздуха в помещении, лечат людей, отпугивают вредных насекомых (например, моль). По модели потребностей растений в воде, свете, тепле, почве рассказывают, что нужно растениям для хорошего роста: 1.растения нужно держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыло к нам из жарких стран; 2.поливать растения надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть; 3.летом растения поливают каждый день, зимой реже; поливать их надо из лейки, сбоку; 4.надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух; 5.после зимы надо вносить удобрения; 6.оберегать растения от вредителей. | Развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация; формируются первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы. Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. | |
Хвалит детей. Предлагает посадить маленькое растение в горшочек для подарков детям других групп или своим близким. | Интересуются как это сделать. | Создана мотивация к предстоящей деятельности. | |
Предлагает вспомнить как размножаются растения. Рассказывает про основной вид размножения комнатных растений – вегетативный, т.е. размножение частями растений: стеблевыми черенками (бальзамин, герань), листовыми черенками (сансевьера), делением куста (аспарагус), отпрысками (хлорофитум), луковицами (лилия). Демонстрирует посадочный материал. | Вспоминают о размножении растений семенами. Слушают рассказ педагога, рассматривают посадочный материал. | Формируются первичные представления об объектах окружающего мира, об особенностях природы. | |
Предлагает приступить к практической части. подсказывает | Выбирают посадочный материал, берут инструменты, продумывают последовательность работы. Выполняют работу, после ее окончания выставляют горшочки в специальный ящик с названием «Зеленые друзья», покрывают его стеклом для поддержания влажного микроклимата. | Формируются позитивные установки к различным видам труда; воспитывается самостоятельность, целенаправленность. | |
«Божья коровка» хвалит детей, благодарит за помощь, обещает оберегать новые растения от вредителей, прощается. | Общаются с «божьей коровкой», прощаются с ней. | Подведен итог. | |
Педагог напоминает о необходимости приведения своего рабочего места в порядок. | Убирают и моют инструменты, оборудование; протирают столы. | Формируются позитивные установки к различным видам труда. воспитывается самостоятельность, целенаправленность. |