Методика опосредованного запоминания по а.н.леонтьеву

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изучения динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего анализа умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает активный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С помощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах Особенности мнестической деятельности, Особенности внимания ^Интеллектуальное развитие.

Пиктограмма

Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики возможно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенностью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По результатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о различных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и конкретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Результаты описываются в разделах Интеллектуальное развитие, Эмоционально-личностное развитие.

7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом

Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уровня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ соскальзывания на приблизительный смысл. В определенном смысле использование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по слабому признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах Интеллектуальное развитие, Особенности эмоционально-личностного развития.

Методика Кооса

Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, пространственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструирования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценивается возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гностические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой методикой, приводятся в разделах Гнозис, Конструктивная деятельность. Кроме того методика Косса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе Характеристика мотивационно-волевой сферы.

9. Методика Установление последовательности событий

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительнойоценки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мышления и способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: Работоспособность, Интеллектуальное развитие. Особенности внимания, Гнозис, Исследование эмоционально-личностных особенностей.

Техники запоминания | приемы запоминания| способы запоминания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: